Асинхронные двигатели серий АИР — технические характеристики

Асинхронные двигатели серий АИР — технические характеристики

Серия асинхронных электродвигателей АИ — асинхронные электродвигатели Интерэлектро (рис. 1) создана коллективом специалистов стран — участниц Интерэлектро. На рис. 2 для сравнения показаны габариты асинхронных электродвигателей серий А, А2, 4А, АИ. В серии АИ предусмотрены основное исполнение, а также модификации и специализированные исполнения. Электродвигатели серии АИ имеют ряд мощностей от 0,025 до 400 кВт и ряд высот оси вращения от 45 до 355 мм.

В электродвигателях серии АИ приняты два варианта увязки рядов мощностей и высот оси вращения: Р и С (соответственно серии электродвигателей называются АИР и АИС).

Первый вариант соответствует увязке, ранее принятой в СССР, второй — нормам SENE-LEC/CENELEK (документ 2В/64). Нормы SENELEC/CENELEK — это нормы европейского электротехнического комитета по стандартизации, которые регламентируют увязку рядов мощностей и установочных размеров.

Ими руководствуются практически всеевропейские фирмы и фирмы США, расположенные за границей. Поэтому для внутреннего рынка электродвигатели серии АИ имеют исполнение Р (АИР), для экспорта —исполнение С (АИС). В варианте Р (серия АИР) мощность электродвигателей при одной и той же высоте оси вращения в основном на одну ступень выше, чем мощность при варианте С (серия АИС).

Рис. 1. Электродвигатель серии АИ с фазным ротором

Рис. 2. Сравнение габаритов серий А, А2, 4А и АИ (Первая унифицированная серия асинхронных двигателей общего назначения А, АО была освоена в 1949 г. В 1961 г. была освоена вторая единая серия электродвигателей А2, АО2. С 1975 г. была заменена на серии 4А, 4АН).

В серии АИ принято три вида обозначения: базовое, основное и полное. Базовое обозначение — это сочетание элементов символов, которые определяют серию, его мощность, частоту вращения (обозначение серии, вариант увязки мощности к установочным размерам, высоту оси вращения, установочный размер подлине станины и длина магнитопровода статора, число полюсов), например: АИР200 Мб (серия АИ, увязка по варианту Р, высота оси вращения 200 мм, длина корпуса по установочным размерам М, число полюсов 6).

Каждый электрик должен знать:  Регулиовка мощности ТЭНа обзор способов

Основное обозначение — это сочетание базового обозначения электродвигателя с обозначением вида защиты и охлаждения, электрической и конструктивной модификации, специализированного исполнения и исполнения по условиям окружающей среды, например: АИРБС100М4НПТ2 (АИР100М4 — базовое обозначение, Б — закрытое исполнение с естественным охлаждением без обдува, С — с повышенным скольжением, Н — малошумные, П — с повышенной точностью установочных размеров, Т — для тропического климата, 2 — категория размещения).

Полное обозначение — сочетание основного обозначения с дополнительными электрическими и конструктивными характеристиками, например: АИРБС100М4НПТ2 220/380 В, 60IM218I, КЗ-Н-3, F-100, (АИРБС100М4НПТ2 — основное обозначение, 220/380 В — напряжение, 60 — частота сети, IM2181 — исполнение по способу монтажа и по концу вала, КЗ-Н-3 — исполнение выводного устройства и число штуцеров, F100 — исполнение фланцевого щита).

В обозначении могут использоваться буквы русского и латинского алфавита. Исполнение по виду защиты и охлаждения имеет следующие обозначения: закрытое с внешним обдувом корпуса со встроенным вентилятором — не указывается, закрытое с естественным охлаждением — Б (В), защищенное — Н (N), открытое —Л (L), встраиваемое — В (V), закрытое продуваемое — П (Р), с пристроенным вентилятором от отдельного электродвигателя — Ф (F).

Электрическая модификация имеет следующие обозначения: с повышенным скольжением — С (С), с повышенным пусковым моментом — Р (R), с регулируемой частотой вращения — X (X), с фазным ротором — К (К), однофазные с рабочим конденсатором — Е (Е), однофазные с пусковым и рабочим конденсатором — УЕ (YE), для кратковременного режима работы — КР (KR).

Каждый электрик должен знать:  Разновидности и устройство конденсаторов

Высота оси вращения обозначается числами от 45 до 355 мм (45, 50, 56,63, 71, 80. 90. 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 мм).

Установочный размер по длине станины и сердечника статора обозначается буквами латинского алфавита: первая длина сердечника — А, вторая длина сердечника — В, третья длина сердечника — С, первая длина станины — S, вторая длина станины — М, третья длина станины — L, первая длина станины с сердечником первой длины — SA, первая длина станины с сердечником второй длины — SB, третья длина станины с сердечником первой длины — LA, третья длина станины с сердечников второй длины — LB.

Число полюсов обозначается цифрами: 2,4, 6, 8, 10, 12; двухскоростных электродвигателей — 4/2, 6/4, 8/4, 8/6; трехскоростных электродвигателей — 6/4/2, 8/6/4, 8/4/2.

Конструктивные модификации имеют следующие обозначения: с температурной защитой — Б (В), малошумная — Н (N), с повышенной точностью установочных размеров — П (Р), с высокой точностью установочных размеров — П2 (Р2), со встроенным электромагнитным тормозом — Е (Е).

Сердечники статоров электродвигателей с высотами оси вращения 45 — 132 мм закреплены сваркой, а с высотами оси вращения 160 — 355 мм — с помощью скоб. Сердечник статора электродвигателей серии АИ собран из электротехнической стали толщиной 0,5 мм, нелегированной, слабо- и среднелегированной с электроизоляционным лаковым покрытием.

Каждый электрик должен знать:  Космическая солнечная электростанция - фантастика или реальность

Обмотка статоров электродвигателей с высотами оси вращения 45 — 250 мм всыпная, из круглого провода, укладывается в полузакрытые пазы статора. У электродвигателей с высотами оси вращения 280 — 355 мм обмотка статора изготовлена из жестких катушек из прямоугольного провода, которые уложены в полуоткрытые пазы статора.

Обмотка статора электродвигателей с высотами оси вращения 45— 132 мм однослойная, концентрическая или для двухполюсных электродвигателей — вразвалку. Электродвигатели с высотами оси вращения 160 —250 мм выполнены с одно-двухслойной обмоткой. Для электродвигателей с высотами оси вращения 45 — 63 мм принята система изоляции класса нагревостойкости В, с высотами оси вращения 71 — 250 мм — классов В и F, с высотами оси вращения 280 — 355 мм — класса F.

Короткозамкнутые обмотки роторов электродвигателей всех высот оси вращения выполнены путем заливки сердечника ротора алюминием. Одновременно отливаются короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками, а для некоторых высот оси вращения — со штырями для крепления балансировочных грузов. Для снижения магнитного шума и уменьшения добавочных моментов пазы ротора электродвигателей ряда высот оси вращения сделаны со скосом на одно зубцовое деление.

Электродвигатели всех высот оси вращения имеют подшипники качения. Электродвигатели серии АИР и АИС выпускают двух видов конструктивного исполнения подшипниковых узлов: первое — общепринятое, второе — с устройством исполнения и замены смазки. Для уменьшения шума и вибрации в подшипниковых узлах электродвигателей с высотами оси вращения 45 — 132 мм применены пружинные шайбы, осуществляющие осевой прижим подшипников.

Добавить комментарий