Эффект памяти аккумулятора почему возникает, как избежать


СОДЕРЖАНИЕ:

RCSearch

Содержание

Эффект памяти аккумулятораобратимая потеря ёмкости, имеющая место в некоторых типах аккумуляторов при нарушении рекомендованного режима зарядки, в частности, при подзарядке не полностью разрядившегося аккумулятора.

Название связано с внешним проявлением эффекта: аккумулятор как будто «помнит», что в предыдущие циклы работы его ёмкость не была использована полностью, и при разряде отдаёт ток только до «запомненной ёмкости». По другой версии, «эффект памяти» приводит к тому, что цикл зарядки завершается преждевременно. Таким образом, фактически доступная ёмкость батареи оказывается существенно ниже расчётной.

Помимо снижения ёмкости батареи у эффекта памяти есть и другое отрицательное последствие: корреляция между напряжением и уровнем заряда смещается, поэтому точно определить состояние аккумулятора становится невозможно.

Физическая основа эффекта [ править ]

Причиной проявления эффекта памяти является укрупнение кристаллических образований активного вещества аккумулятора и, как следствие, уменьшение площади рабочей поверхности.

Чем мельче кристаллические образования активного вещества аккумулятора, тем больше площадь поверхности кристаллических образований, а, следовательно, и максимальное количество энергии, запасаемого аккумулятором.

При укрупнении кристаллических образований в процессе эксплуатации площадь их поверхности уменьшается, при этом уменьшается максимальный ток разряда и увеличивается внутреннее сопротивление элемента.

Крупные и острые кристаллы также значительно уменьшают расстояние между электродами, что приводит к большему саморазряду элемента. Такие кристаллы могут также проткнуть сепаратор, что приведёт к необратимому повреждению элемента.

Методы защиты от эффекта [ править ]

Избежать эффекта памяти можно, если соблюдать режим использования аккумулятора: доводить аккумулятор до почти полной разрядки и только после этого его заряжать вновь. Желательно также не превышать рекомендованные заводом-изготовителем режимы заряда и разряда.

В определённой мере действие эффекта памяти обратимо: «тренировка» аккумулятора, то есть несколько циклов заряда до максимально возможной ёмкости и последующего полного разряда может приводить к восстановлению максимальной ёмкости до исходного или близкого к нему уровня. Очень хорошие результаты показывает метод заряда аккумуляторов переменным асимметричным током.

Некоторые современные зарядные устройства имеют функцию «доразряда» аккумуляторов перед зарядкой. При её активизации аккумулятор перед зарядкой подключается к нагрузке и рассеивает на ней остаток заряда. Блок зарядки включается только после того, как будет зафиксировано резкое падение тока через нагрузку, свидетельствующее о полном разряде.

Как Убрать Эффект Памяти Аккумулятора Шуруповерта

Восстановление аккумулятора шуруповерта. Как восстановить работоспособность аккумулятора шуруповерта

Практичный хозяин, как никто другой, понимает, насколько удобен и эффективен в использовании автономно работающий ручной электроинструмент. Профессиональный строитель, который занимается преимущественно отделочными работами, без шуроповерта и вовсе не может обойтись. Тем не менее батарея, причем любого типа, через определенное время начинает терять свой энергетический потенциал. Приобретение новой АКБ — удовольствие не из дешевых. Но кто сказал, что восстановление аккумулятора шуруповерта невозможно в принципе? Что мешает обладателю брендовой модификации сэкономить на дорогостоящих элементах питания? Наверное, вы не удивитесь универсальности ответа. Незнание. Развивая тему, отметим: это возможно! Материал статьи поможет вам разрешить проблему «глобального старения» АКБ. Стоит лишь прочесть о том, как и что нужно сделать.

«Банки», в которых хранятся не деньги

Говоря про восстановление аккумулятора шуруповерта, нельзя не упомянуть о том, что АКБ, которыми оснащается оговариваемый строительный инструмент, могут иметь различные технические характеристики. Часто такого рода «энергетическая индивидуальность» источника питания играет немаловажную роль в момент эксплуатации. Например, при низкотемпературных условиях работы предпочтение следует отдавать никель–кадмиевым аккумуляторам. Тогда как никель-металл-гидридный тип батарей более долговечен в использовании и может иметь сравнительно большую емкость. Между тем, широко стали применяться и литий-ионные АКБ. Источник питания данного типа и вовсе не нуждается в обслуживании, лишен «эффекта памяти», а главное — при высокой емкости «энергетические банки» батареи имеют более компактные размеры, нежели у «конкурентов».

Восстановление аккумулятора шуруповерта через заморозку

Вероятнее всего, ваш электроинструмент оснащен никель-кадмиевым элементом питания. Потому как данный тип батарей (в контексте представленной статьи) является наиболее распространенным. Исключительно поэтому наш материал и посвящен именно данному типу АКБ. Впрочем, приведенные ниже рекомендации действенны и в отношении использования металлогидридных источников энергии. Итак, порядок действий:

  • Запакованный в полиэтиленовый пакет аккумулятор (полностью разряженный!) поместите в морозилку.
  • Через 10-12 часов изымите АКБ из холодильного устройства.
  • На несколько часов поставьте батарею на зарядку.
  • После чего необходимо «высадить» аккумулятор. Пусть он работает до того момента, пока в емкостях не иссякнет энергия.
  • Повторите описанную процедуру 2-3 раза.

Но что делать, если подобное восстановление аккумулятора шуруповерта не увенчалось успехом в полной мере? В таком случае следует прибегнуть к комплексному решению проблемы, о котором вы узнаете из нижерасположенных разделов.

Разборка корпусной части автономного блока питания

После того как вы убедились, что несколько проведенных циклов глубокого заряда/разряда батареи не дали положительного результата, и ваша батарея все так же быстро разряжается в процессе работы, следуйте поэтапному сценарию действий. В качестве примера возьмем аккумулятор для шуруповерта «Макита».

  • Прежде чем приступить к непосредственному процессу разборки, зарядите устройство.
  • Чтобы получить доступ к емкостным элементам АКБ, необходимо выкрутить несколько фиксирующих винтов.
  • В некоторых случаях требуется аккуратно взломать корпус в местах соединения конструкционных деталей.

Читайте так же

Внимание: при реализации последнего варианта демонтажа не применяйте излишнюю физическую силу, так как можно деформировать корпусной пластик АКБ. Помните: после «реставрационных» работ контейнер должен надежно садиться на место.

Поиск «слабого звена»: определение вышедшей из строя «банки»

Ni Cd стирание эффекта памяти

попытка восстановления аккумулятора от шуруповерта.

Восстановление аккумулятора шуруповёрта DeWalt 14V 1.3A NiCd

Способ зарядки убитого аккумулятора не исчерпавшего свой ресурс. /120 циклов у никель- кадмиевых а./ Рекомен

Итак, аккумулятор для шуруповерта «Макита» — это несколько последовательно соединенных элементов питания. Впрочем, стандартная схема (когда плюсовой контакт одной из емкостей подсоединен к минусу следующей «банки») применяется практически во всех подобных устройствах. Конечно, имеется в виду автономно работающий электроинструмент. Итак, алгоритм действий:

  • С помощью мультиметра произведите методичный замер всех элементов «энергетической обвязки».
  • Чтобы не запутаться – не ухмыляйтесь, ибо никель-кадмиевые аккумуляторы для шуруповертов (18 вольт) обычно состоят из 15-ти последовательно соединенных емкостей, – на каждой «банке» посредством обычного карандаша делайте пометки «актуального» напряжения.

Внимание: при замере следует использовать нехитрое приспособление, которое состоит из двух проводов и нагрузочного сопротивления в 0,5 Ом. В результате вы получите максимально правдоподобные данные о состоянии задействованных элементов питания.

  • Подключив «нагрузку» к измерительному прибору, проверьте выдаваемые емкостями значения.
  • Элемент с самым низким показателем требуется заменить заведомо работоспособным компонентом энергетической системы питания.
  • Стоит отметить, что отклонение в 0,5-0,7 В от нормы принято считать критическим.

Вынужденное отступление: энергетические особенности АКБ

Как вы уже поняли, устройство аккумулятора шуруповерта ничем архисложным не отличается. Тем не менее последовательная схема соединенных элементов питания может иметь дополнительный компонент в виде установленного термистора (датчик тепла), принцип действия которого заключается в размыкании цепи зарядки в момент, когда температурные показатели достигают критического уровня — перегрева. Вместе с тем при ремонте АКБ следует учитывать выходной номинал используемой в электроинструменте батареи, а также придерживаться идентичности типовой компоновки.

Какие бывают аккумуляторы, почему они умирают, и как их реанимировать

Сейчас производители ставят на ноутбуки литий-ионные батареи, бозначаются как Li-ion. Они пришли на смену семейству никелевых аккумуляторов — никель-кадмиевых NiCd и никель-металл-гидридных NiMH. Литий-ионные батареи меньше по размеру, в них нет эффекта памяти, быстрее заряжаются, а еще им можно придавать практически любую форму. Еще бывают литий-полимерные аккумуляторы Li-Pol. Они отличаются от литий-ионных тем, что более безопасные.

Никелевые аккумуляторы сейчас можно встретить только на достаточно старых ноутбуках. И они почти наверняка уже выработали свой ресурс. Конечно, существует много других типов аккумуляторов, однако сейчас для ноутбуков ипользуют именно литиевые батареи.


Принцип действия аккумулятора

Все аккумуляторы работают по одинаковому принципу. Вначале их заряжают с помощью зарядного устройства. При этом аккумуляторы накапливают электрический заряд. Во время заряда электронный контроллер, встроенный в зарядное устройство, следит чтобы вовремя прекратить процесс заряда. Электроника определяет, что аккумулятор зарядился и завершает зарядку. Затем аккумулятор подсоединяется к устройству и отдает накопленную энергию. В ноутбуках этот процесс происходит во время подключения устройства к сети от блока питания.

Каждый электрик должен знать:  Ретро проводка в деревянном доме фото, видео, монтаж

Разница между аккумуляторами в том, из чего они сделаны. Используемые материалы определяют, можно или нельзя полностью разряжать аккумуляторы, нужно ли их «разгонять», можно ли хранить аккумуляторы заряженным или разряженным, можно ли заряжать не до конца разряженные аккумуляторы.

Никелевые аккумуляторы

Никель-кадмиевые батареи лучше всего работают при высокой и интенсивной нагрузке. В быту — это в шуруповертах и других подобных инструментах, мощных фонарях и так далее. Такие аккумуляторы используются и в промышленности. В транспорте, авиации, добывающей отрасли. NiCd аккумуляторы надо нагружать, тогда они показывают весь свой потенциал. Тем более, что они выдерживают до 1000 циклов «заряд-разряд».

Но если их использовать там, где нагрузка маленькая, то они быстрее портятся. Нежелательно ставить такие аккумуляторы в часы, пульты управления, различную мелкую электронику, где нет высокой нагрузки. Собственно и для ноутбуков они не очень подходят.

Из недостатков — никель-кадмиевые аккумуляторы обладают высоким током саморазряда. За первый день за счет внутренних химических процессов батарея теряет 10% емкости. Потом этот процесс замедляется и батарея теряет 10% емкости за месяц. Хранить такие аккумуляторы нужно разряженными.

Никель-металл-гидридный аккумулятор пришел на смену NiCd аккумулятору, но по своим техническим характеристикам он оказался даже хуже предшественника. Преимущества — меньший размер при схожей емкости, в составе нет вредного кадмия, не столь выраженный эффект памяти. Дальше следуют недостатки: в два раза больший саморазряд, нежелателен глубокий разряд менее 20% от емкости, всего до 500 рабочих циклов и очень долгий заряд. Позднее появились NiMH аккумуляторы с низким саморазрядом, однако для ноутбуков такой тип аккумуляторов встречается крайне редко. Хранить NiMH аккумуляторы нужно заряженными и периодически подзаряжать, не допуская разряда меньше 20%.

Как убиваются никелевые аккумуляторы

При правильной эксплуатации с аккумуляторами ничего плохого не происходит. Кроме деградации компонентов батареи. Но на это никак повлиять нельзя, таков естественный процесс. Все плохое происходит при неправильной работе. Наиболее опасны следующие неправильные режимы:

  • Неполный разряд и последующий заряд батареи. Например в батарее осталось еще 20% емкости. И ее поставили на зарядку. Это приведёт к появлению эффекта памяти. В следующий раз она покажет, что разряжена примерно на это уровне в 20%. Конечно, там процессы не такие линейные, но выглядит все примерно так. В NiCd батареях этот эффект выражен наиболее сильно, в NiMH меньше, но тоже есть.
  • Постоянный дозаряд NiCd батарей малыми токами. Это происходит, когда батарея надолго остается в зарядном устройстве. Постоянный дозаряд приводит к формированию ложного эффекта памяти и снижению напряжения.
  • Перезаряд, когда используется неродное зарядное устройство. В итоге батарея может перегреться, а это приводит к тому, что химические компоненты начинают деградировать с ускоренной силой. В итоге напряжение также падает.
  • Глубокий разряд убивает NiMH батареи. Для NiCd глубокий разряд не приносит вреда.
  • Экстремально высокие и низкие температуры, низкие токи разряда также влияют на качество жизни батареи. Но не так кардинально, как вышеперечисленные условия.

Как реанимировать никелевый аккумулятор

Есть несколько приемов, которые могут вернуть его к жизни. Впрочем, полноценного воскрешения не получится, тем более в домашних условиях.

* Полный глубокий разряд и полный заряд батареи, два-три цикла. Самый простой и доступный способ реанимации. Это позволит максимально обратить все дегенеративные процессы, вызванные эффектом памяти. Проблема в том, что контроллер, встроенный в корпус батареи, не даст разрядить ее полностью при управлении через Windows. Поэтому для разрядки NiCd или NiMH батареи для ноутбука, необходимо выйти в BIOS ноутбука и оставить его в таком состоянии. Не быстро, но батарея разрядится в ноль. После этого ее необходимо полностью зарядить. И вновь повторить процесс полного разряда и заряда два раза. Это разрушит окислы, химические элементы, из-за которых и возникает эффект памяти. Иногда такой процесс называется «разгоном» аккумулятора, когда его несколько раз разряжают и заряжают.

  • Заморозка или сильное охлаждение. Для этого аккумулятор необходимо положить в пластиковый пакет, чтобы на контакты не попала влага из морозильника, можно в пакет типа Zip-Lock, c застежкой. И оставить на четыре-пять часов в морозилке. Затем вынуть аккумулятор и аккуратно, но сильно простучать батареи, чтобы внутри разрушились кристаллические связи, снижающие напряжение.

Однако некоторые специалисты настроены скептически насчет эффективности такой процедуры. Дело в том, что она небезопасна и может привести к разгерметизации корпуса. Также сложно дать точную и достаточную рекомендацию — куда и как надо стучать, чтобы эти связи гарантированно разрушились. Ведь кроме собственно батарей, в сборке находится и контроллер. Если его повредить, то никакая реанимация уже не поможет.

  • Замена банок аккумулятора, без замены контроллера и корпуса всей батареи — самый действенный и самый сложный способ. Для этого необходимо аккуратно вскрыть корпус аккумулятора, отсоединить пришедшие в негодность батареи, заменить их новыми и правильно подсоединить их к контроллеру.

Менять надо сразу все банки батарей, причем на новые, одного производителя и из одной партии. Разные даты производства меняют характеристики батарей. Новые батареи должны по своим характеристикам соответствовать старым. При замене нельзя просто снять батареи с контроллера — он заблокируется. Надо вначале подсоединить новые батареи, а затем отключать старые. Такая последовательность не даст контроллеру понять, что произошли какие-то изменения. В противном случае при неправильной замене батарей, контроллер может заблокировать всю сборку и она не будет работать. В сумме эта процедура сложна для домашнего применения. Имеет смысл отдать батарею на перепаковку профессионалам. Дело даже не в том, что они знают, как перепаковать батарею правильно. У них есть специальное оборудование, которое позволяет это сделать быстро и без проблем. А покупать все эти принадлежности для того, чтобы один-два раза пересобрать аккумулятор — это неразумная трата денег. Выйдет дороже, чем если купить новую батарею. Поэтому если не планируется открывать собственную мастерскую, то имеет смысл отдать такой аккумулятор на перепаковку, а лучше — поменять на литиевый.

Литиевые аккумуляторы

Обозначаются как литий-ионные Li-ion и литий-полимерные Li-pol аккумуляторы. Полимерные — более безопасные, но в целом обладают практически такими же характеристиками.

Это современные аккумуляторы, используемые в ноутбуках, телефонах, планшетах, а с недавнего времени в ручном строительном инструменте и даже — в автомобилях Tesla. Они гораздо легче предшественников, могут принимать различную форму, обладают высокой энергоемкостью. Но есть и недостатки — они взрывоопасны, обладают небольшим ресурсом, требовательны к условиям работы и обладают маленьким временем жизни, всего 500-1000 рабочих циклов. Впрочем, производители не считают это недостатком.

Для максимального сохранения рабочих качеств литиевые батареи надо хранить заряженными на 40% при температуре около нуля градусов. В этом случае внутреннее старение и саморазряд будут минимальными. Впрочем, при хранении при температуре +25 градусов, разряд будет немногим больше.

Основная проблема этих батарей — взрывоопасность. Поэтому практически все аккумуляторы для ноутбуков оснащены специальным контроллером, по сути — микрокомпьютером. Этот контроллер выполняет ряд полезных задач, среди которых стоит отметить следующие:

  • ведет подсчет циклов заряд-разряд;
  • блокирует работу всего блока батарей при несанкционированной замене хотя бы одной;
  • контролирует заряд и разряд аккумулятора.

Как убиваются литиевые аккумуляторы

Следует понимать, что в ноутбуке аккумулятор работает в связке с контроллером, поэтому часто причина отказа батареи — поведение контроллера. При достижении определенного числа зарядов-разрядов, контроллер начинает отключать батарею. Так заложено в программе. Производитель статистически определяет ресурс всех батарей и устанавливает, например 500 циклов. После этого батарея должна быть заменена.

Также контроллер не дает заряжать батарею, если она разряжена ниже минимального значения. Такая батарея считается убитой, хотя формально ее можно «подтолкнуть», физически она еще может работать.

Но самая большая опасность — перегрев. При перегреве специальная пластина отсоединяет контакты от батареи и в домашних условиях вернуть их на место нельзя. Сделано это для борьбы с возгораниями. Обычно перегрев происходит при заряде батареи. Однако разрушительно действует на аккумулятор и простое нагревание выше 45 градусов — не оставляйте свой ноутбук или телефон под прямым лучами солнца.

Как реанимировать литиевый аккумулятор

Здесь все сводится к борьбе с контроллером. Дело в том, что многие производители придерживаются идеологии планируемого устаревания. Это недоказанная, но вполне рабочая теория, согласно которой пользователи должны постоянно покупать новые товары. Производитель устанавливает счетчик заряда-разряда аккумулятора примерно на 500 циклов, а это около двух лет использования. После этого срока практически все аккумуляторы резко начинают ухудшать свои характеристики. Конечно, нельзя утверждать, что это делается специально. Литиевые аккумуляторы деградируют и без нагрузки, просто при хранении.

Тем не менее, если такой аккумулятор резко начал разряжаться, плохо заряжается или вообще перестал, имеет смысл обратиться к специалистам, которые смогут обнулить или откалибровать контроллер и «стартануть» батарею. Делается это с помощью специальной программы и оборудования. Стоят эти вещи достаточно дорогого, чтобы покупать их домой.

Также возможно пересобрать аккумулятор и заменить батареи. Технология такая же как и с никелевыми батареями. Однако литиевые батареи нельзя паять из-за возможного перегрева. Их соединяют аппаратом для контактной сварки. Он не нагревает поверхность как паяльник и безопасен для лития. Поэтому для нормальной и безопасной замены элементов питания в литиевом аккумуляторе надо обращаться к специалистам. При самостоятельной замене батарей контроллер скорее всего заблокирует работу всего аккумулятора.

Каждый электрик должен знать:  О происхождении терминов якорь и ротор

И еще один способ работы с Li аккумуляторами. Он не относится напрямую к реанимации, убитую батарею таким образом не восстановить. С недавних пор в состав батарей добавляют специальный ингибитор, снижающий саморазряд и деградацию батареи. Чтобы убрать действие этой присадки, надо два-три раза полностью разрядить и зарядить аккумулятор. Делается это только один раз в начале эксплуатации батареи. Литиевая батарея практически не подвержена эффекту памяти, поэтому в середине ее жизни такая операция бессмысленна.

Убираем память аккумулятора

Всем нам приходится в процессе работы пользоваться не до конца заряженным аккумулятором шуруповёрта или другого инструмента. Осталось докрутить пару шурупов и аккумулятор сел.

Мы включаем на несколько минут аккумуляторную зарядку и вот работа завершена. Работа завершена, но аккумуляторная батарея была заряжена не полностью и поэтому появляется эффект памяти, которому подвержены NiCd-аккумуляторы и, в меньшей степени, NiMH-аккумуляторы.

В результате аккумуляторная батарея не заряжается полностью. Для того чтобы убрать эффект памяти нужно доводить аккумулятор до почти полной разрядки и только после этого его заряжать вновь. Но как разрядить аккумулятор полностью? Для этого присоедините к выходным клеммам, которые расположены по бокам аккумулятора, 12 вольтовою лампочку и дождитесь пока она не погаснет.
После этого зарядите аккумулятор полностью. После трёх таких зарядах и разрядах аккумулятор восстановит память на максимальной зарядке.
Автор РВТ

Эксперты «За рулем»

Существует ли в автомобильных батареях эффект памяти?

20.02.2013 в Шпаргалки 4 179 2

Такое выражение, действительно, известно. Но речь идет не о каком-то врожденном дефекте батарей, а о последствиях их безграмотной эксплуатации. Эффект памяти заключается в том, что батарея, работающая в условиях отрицательного энергобаланса (то есть, попросту, с постоянным недозарядом!), фактически не выдает заявленных характеристик, то есть как бы запоминает свое полузаряженное состояние. Условия проявления такого эффекта известны: постоянная езда с короткими пробегами, долгими пробками и частыми пусками. В таких условиях эксплуатации плотность электролита на дне и на поверхности аккумулятора становится разной. Мощность батареи снижается. Батареи с технологией AGM наименее подвержены эффекту памяти, в отличие от батарей с жидким и гелеобразным электролитом.


Удачи!

2 ответа на Существует ли в автомобильных батареях эффект памяти?

Не думаю что батарея что-то запоминает)) просто происходит сульфатация, полезная рабочая площадь пластин уменьшается, от этого падает «емкость» и увеличивается внутреннее сопротивление

Павел! ну зачем же понимать терминологию буквально? Никто же не говорит про килобайты…

Nata-57 › Блог › Как избежать взрыва аккумулятора?

Именно он и провоцирует, в итоге, взрыв, разрушающий корпус стартерных свинцовых батарей. Подбор аккумулятора является, хотя и важным моментом, но не единственным – правильная эксплуатация АКБ имеет не меньшее значение.

Сила взрыва в каждом конкретном случае различна и зависит от объема скопившегося газа. Так, к примеру, при нарушении работы регулятора напряжения интенсивность газообразования увеличивается — взрыв будет мощнее. Зачастую способствует нежелательному процессу и неумелое утепление. Неисправная электропроводка, малейшая искра, сигарета – взрыв неминуем.

Именно поэтому, при запуске от внешнего источника, следует придерживаться следующих мер:
— не прикасаться к кузову
— заправить свободные части одежды, снять с себя украшения из металла
— не курить в процессе работы
— проверить, не соприкасаются ли авто
— выключить все и лишь затем отсоединить кабель

Кроме того, не стоит пренебрегать и прочими вопросами безопасности. Эксперты, в частности, акцентируют внимание на нескольких нюансах:
1. Возгорание водорода и кислорода в процессе зарядки (и после нее) представляет собой реальную, а не гипотетическую угрозу.
2. Мощность взрыва АКБ эквивалентна выстрелу из оружия 12-миллиметрового калибра. Каждый год только в США происходит более 10 тысяч таких случаев.
3. Защитные очки могут спасти глаза и лицо от множественных осколков пластика. Смертельный исход маловероятен, а вот увечья получить из-за взрыва можно легко.
4. Искра может возникнуть не только во время отсоединения клеммы. Даже от синтетической одежды статического электричество может оказаться достаточно для взрыва.
5. Клеммы всегда должны быть хорошо затянутыми и чистыми. Это уменьшит риск возникновения искры.
6. Аккумулятор всегда должен быть закреплен должным образом. Благодаря «болтанке», активное вещество с пластин стряхивается. Вибрация, наряду с электроперегрузками и высокими температурами – одна из наиболее распространенных причин преждевременного износа батарей.

Про аккумуляторы и эффект памяти

Под «эффектом памяти» понимается обратимая потеря ёмкости, имеющая место в некоторых типах электрических аккумуляторов при нарушении рекомендованного режима зарядки, в частности, при подзарядке не полностью разрядившегося аккумулятора.

Название связано с внешним проявлением эффекта: аккумулятор как будто «помнит», что в предыдущие циклы работы его ёмкость не была использована полностью, и при разряде отдаёт ток до «запомненной границы».

Причиной появления «эффекта» памяти является укрупнение кристаллических образований активного вещества аккумулятора и, как следствие, уменьшение площади активной поверхности его рабочего вещества.
Это происходит, когда не полностью разряженный аккумулятор периодически подзаряжается до неполной зарядки.

Через какое-то время такого использования зарядить аккумулятор до определенного уровня становится очень сложно.
Это значит, что со временем аккумулятор будет способен работать все меньшее количество времени между зарядками.

В большинстве случаев причинами возникновения проблемы «эффекта памяти» являются перегрузка батареи и плохо разработанные зарядные устройства.

Оказывается не все типы аккумуляторов подвержены «эффекту памяти».
Поэтому, рекомендуется вынуть аккумулятор из устройства и почитать, что на нем написано.

1. Типы аккумуляторов, подверженные «эффекту памяти»:

NiCd — никель-кадмиевый,
NiMH — никель-металл-гидридный.

2. Типы аккумуляторов, не подверженные «эффекту памяти»:

Li-ion — литий-ионный,
Li-pol — литий-полимерный.

Итак, «эффект памяти» свойственен только аккумуляторам на основе никеля, причем сильнее всего он проявляется в никель-кадмиевых аккумуляторах.

Если у вас аккумулятор первой группы, то избежать «эффекта памяти» можно, если соблюдать режим использования аккумулятора: доводить аккумулятор до почти полной разрядки и только после этого его заряжать вновь.
Желательно также не превышать рекомендованные заводом-изготовителем режимы заряда и разряда.

Для предупреждения «эффекта памяти» при отсутствии специальных зарядных устройств можно порекомендовать заряд после как можно более полного разряда аккумулятора в устройстве.

Действие «эффекта памяти», в определённой мере, обратимо:
«тренировка» аккумулятора, то есть несколько циклов заряда до максимально возможной ёмкости и последующего полного разряда может приводить к восстановлению максимальной ёмкости до исходного или близкого к нему уровня.

Очень хорошие результаты показывает метод заряда аккумуляторов переменным асимметричным током.
Некоторые современные зарядные устройства имеют функцию «доразряда» аккумуляторов перед зарядкой.

При её активизации аккумулятор перед зарядкой подключается к нагрузке и рассеивает на ней остаток заряда.
Блок зарядки включается только после того, как будет зафиксировано резкое падение тока через нагрузку, свидетельствующее о полном разряде.

Если у вас аккумулятор второй группы, т.е. литиевый, а они в настоящее время установлены в большинстве устройств, то про «эффект памяти» можно просто забыть.

Литиевые аккумуляторы сконструированы так, что внутри него установлен контроллер, который контролирует ток заряда, следит за состоянием батареи, перенапряжения, переразрядки, коротких замыканий, переполюсовки входного напряжения и т.д.

К сожалению это, не спасает от «дурака».

Поэтому существуют следующие правила:

— нужно стараться не доводить аккумулятор до минимального заряда и, тем более, до состояния, когда устройство само выключится, а если так случилось, то нужно зарядить аккумулятор как можно скорее.

— не нужно бояться частых подзарядок, в том числе и частичных, когда полный заряд не достигается — аккумулятору это не вредит.

— перезаряд вредит литиевым аккумуляторам не меньше, а даже больше, чем глубокий разряд, хотя контроллер, конечно, ограничивает максимальный уровень заряда.

— «тренировка» нового литиевого аккумулятора практически не имеет смысла.
Для калибровки контроллера и собственного успокоения достаточно один-два раза полностью зарядить-разрядить новый аккумулятор.

— старайтесь избегать пользования устройства на сильном морозе.
Конечно, если достать устройство из тёплого внутреннего кармана куртки и сделать пару заметок или звонков, а потом положить его обратно, проблем не будет.

— практика показывает, что литиевые аккумуляторы снижают свою ёмкость при уменьшении атмосферного давления (в высокогорье, в самолете).
Вреда батареям это не приносит, но знать об этом следует.

— бывает, что после приобретения аккумулятора повышенной ёмкости (скажем, 2200 mAh вместо штатных 1100 mAh) устройство через пару дней пользования новым аккумулятором начинает странно себя вести: виснет, отключается, зарядка аккумулятора, вроде, происходит, но как-то странно, и т.п.
Не исключено, что ваше зарядное устройство, которое с успехом работает на «родном» аккумуляторе, просто не в состоянии обеспечить достаточный ток зарядки аккумулятора большой ёмкости.
Выход — приобретение зарядного устройства с большим отдаваемым током, например, 2 ампера вместо прежнего 1 ампера.

— литиевые аккумуляторы повреждаются при заряде в «чужих» зарядных устройствах, а также при хранении в глубоко разряженном состоянии.

Однако и литиевые аккумуляторы имеют свои недостатки: возможное вздутие, зависимость от температуры среды во время использования, а также т.н. «эффект старения».
«Эффект старения» выражается в том, что срок использования аккумулятора примерно 3 года, независимо от того используется он или нет.
Поэтому нет смысла экономить аккумулятор или покупать запасной.

Каждый электрик должен знать:  Трансформаторные подстанции

В заключении о правильной зарядке аккумуляторов:

Для аккумуляторов на основе никеля (Ni-Cd, Ni-MH) однозначно действует правило — вначале полностью разрядить аккумулятор, потом полностью зарядить и повторить эту процедуру еще 2 раза.
Подобную процедуру, полный заряд-разряд аккумуляторов, достаточно проводить один раз в 30-60 дней.

Цикл заряда литиевого аккумулятора состоит из двух этапов— вначале аккумулятор заряжается большим током почти до полного заряда, а потом производится финальная зарядка малым током.
На первом этапе индикатор уровня заряда аккумулятора телефона показывает, что идет процесс зарядки аккумулятора.

Ход второго этапа индикатором уровня заряда аккумулятора, в подавляющем большинстве телефонов не отображается, так как считается, что он не столь важен.
Достигнув полного заряда аккумулятора, встроенный в мобильник контроллер выключит поступление тока, несмотря на подключенное зарядное устройство.

Длительность каждого из этапов зависит от емкости конкретного аккумулятора, величины тока зарядного устройства.
Средняя длительность каждого из этапов составляет 2-3 часа, а полный цикл зарядки — 4-6 часов.

Если мобильник не реагирует на подключенное зарядное устройство, а такое бывает при глубоко разряженном аккумуляторе, оставьте мобильное устройство с подключенным в электросеть зарядным устройством на несколько часов.
Скорее всего, через 2-3 часа на экране появится символы зарядки и девайс можно будет включить.


Последние исследования швейцарского Института Пола Шеррера и Toyota Research в Японии показали, что широко используемый тип литий-ионных аккумуляторов всё-таки подвержен негативному «эффекту памяти».

С тех пор как литий-ионные аккумуляторы в девяностых годах начали вытеснять никель-кадмиевые, о существовании «эффекта памяти» стали забывать.

Долгое время считалось, что в аккумуляторах нового типа он полностью отсутствует.
Однако проведённая недавно работа убедительно показала его наличие как минимум в самом распространённом виде АКБ — с катодом из литий-феррофосфата.

В настоящее время просматриваются два пути решения проблемы: внесение изменений в алгоритмы работы системы управления батареями и разработка катодов с увеличенной площадью поверхности.

Эффект памяти аккумулятора

Покупая мобильные телефоны несколько лет назад, от продавцов можно было услышать фразу: несколько раз полностью разрядите и зарядите свой аккумулятор. Как правило, многие люди даже не догадывались зачем это делать. На самом деле есть логическое объяснение, так как существует эффект памяти аккумулятора, о котором мы и расскажем в этой статье более детально.

Эффект памяти аккумулятора: причины и как бороться

Когда встречается

Обратим внимание! Современные аккумуляторы не обладают эффектом памяти. Соответственно их нет никакого смысла постоянно заряжать или разряжать. Они работают на полную мощность и показывают стабильную работу, именно по этой причине такие АКБ для телефонов и начали использовать.

Эффекту памяти сейчас подвержены следующие элементы питания:

  1. Метал-Гидридные NI-MH.
  2. Никель Кадимовые NI-Cd.

Такие аккумуляторы найти сейчас не так просто, однако они встречаются на нашей территории и сейчас.

Почему возникает эффект

В процессе работы аккумуляторов, их рабочая мощность постоянно уменьшается. Но, это никак не связанно с тем, что они изнашиваются, так как здесь показывает себя эффект памяти аккумулятора. К примеру, элемент питания начинает отдавать свой заряд только до того момента, когда начиналась подзарядка.

Как выглядит эффект вы сможете посмотреть на фото:

Почему возникает эффект памяти

Если характеризовать его простыми словами, то стоит выделить следующие: когда начинается зарядка, образуется химическое соединение, именно оно и не позволяет глубоко разряжаться.

К примеру: вы поставили аккумулятор на заряде 25% и зарядили до 75%. Емкость батареи и будет держаться в этом диапазоне. В этом и заключается пагубный эффект памяти.

Какое есть решение

Есть два выхода из этой ситуации:

  • использовать функцию REFRESH;
  • восстановить память своими силами.

Если говорить за первую функцию, то она поддерживается во многих зарядных устройствах. Ее суть заключается в том, что оно позволяет дозаряжать аккумулятор до нижнего придела перед самой зарядкой. В результате сохраняется только правильная память, и емкость будет служить гораздо дольше.

Второй способ – это самостоятельно лечение. Суть заключается в том, что вам необходимо несколько раз полностью разрядить и зарядить до максимума вашу емкость. Как правило, такие манипуляции помогут полностью исправить проблему. Однако если емкость уже изношена, то ей ничего не поможет.

Помните! К современным аккумуляторам такой метод нельзя применять ни в коем случае. Их не стоит полностью заряжать и разряжать!

Видео по теме

Для наших подписчиков мы нашли несколько интересных роликов, которые помогут понять основные принципы и наглядно покажут, как исправить проблему.

В этом ролике вы найдете информацию о том, почему вообще возникает эффект памяти на старых аккумуляторах.

20 ошибок, которые сокращают срок службы гаджетов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Часто уже через полгода после покупки телефона или ноутбука прибор начинает барахлить. И виноваты в этом обычно мы сами, так как не всегда знаем все тонкости, которые нужно соблюдать.

AdMe.ru решил собрать советы, благодаря которым планшет, телефон и ноутбук прослужат дольше.

Зарядка аккумулятора

  • У современных литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов нет так называемого эффекта памяти ( batteryuniversity , electronics ), поэтому телефоны, планшеты и ноутбуки нужно заряжать, не дожидаясь разрядки до нуля. Это происходит потому, что многие производители рассчитывают срок жизни аккумулятора количеством циклов полного разряда (обычно 400–600 циклов).
  • Поэтому чтобы увеличить срок службы аккумулятора, чаще подзаряжайте свой гаджет. Наиболее оптимальный вариант — как только показатель заряда батареи опустится ниже отметки 10–20 %, поставить телефон на зарядку. Это увеличит количество циклов разряда до 1000–1100 ( bestgopower , batteryuniversity ).
  • Современные аккумуляторы не пострадают, если оставить прибор подключенным к сети после достижения полного заряда. Контроллер в аккумуляторе останавливает ток заряда, и опасность перезарядить аккумулятор отсутствует. Но это не означает, что стоит постоянно держать свой телефон на зарядке. Батарея прослужит дольше, если сохранять заряд в диапазоне между 40 и 80 %. ( sciencealert , bestgopower ).
  • Именно поэтому покупать дешевые аккумуляторы достаточно опасно — их производят кустарным способом и часто в них отсутствуют нужные контроллеры. Отсюда вытекает следующий пункт: не заряжайте устройства с помощью «неродных» зарядников и от USB.
  • Избегайте так называемых ультрабыстрых зарядных устройств, которые утверждают, что полностью зарядят аккумулятор меньше чем за час.

Еще одна ситуация, о которой стоит знать: если у вас на смартфоне довольно массивный чехол и предполагается зарядка на протяжении долгого времени, его лучше снять, чтобы девайс и аккумулятор не перегревались.

Рекомендуется разряжать аккумулятор телефона или ноутбука раз в 3 месяца до 0 % и сразу же заряжать до 100 %, чтобы сбросить экстремумы полного разряда и заряда ( batteryuniversity ).

Температурный режим

  • При использовании ноутбука не следует держать его на коленях или класть на кровать. К вентиляционным отверстиям должен быть свободный приток воздуха, чтобы прибор не перегревался. Для этой цели прекрасно подходят специальные подставки, некоторые из них оснащены вентиляторами.
  • Злейший враг литий-ионных аккумуляторов — высокая температура: перегрева они напрочь не переносят. Поэтому не допускайте попадания на устройства прямых солнечных лучей и не оставляйте их в непосредственной близости от источников тепла.
  • Зайдя с улицы в помещение в холодное время года, не включайте ноутбук сразу, он должен адаптироваться. Лучше подождите около часа.

Старайтесь не пользоваться смартфоном на морозе, по возможности переносите его во внутреннем кармане куртки или в наружном, но в чехле. Низкие температуры вредны для аккумулятора.

эффект памяти

Аккумулятор без эффекта памяти

Автор Roinishvili Lasha Davidovich _LRD_ задал вопрос в разделе Техника

Что означает «эффект памяти» в батарейках(для мобильных устройств), чем плохо его отсутствие или присутствие и получил лучший ответ

Ответ от Mihhas barada[гуру]
Эффект памяти — эффект снижения ёмкости некоторых типов аккумуляторов. Изначально так назывался эффект резкого снижения ёмкости Никель-кадмиевых (NiCd) аккумуляторов после нескольких перезарядок при неполном разряде. Аккумулятор как бы «запоминает» получаемый объем зарядки, и если его начинать заряжать при неполном разряде, ёмкость довольно ощутимо снижается. Поэтому зарядные устройства (хорошие, годные) имели ещё и функцию разряда — чтобы пользователь не мучался, пытаясь высадить аккумулятор в ноль нестандартными методами.
Когда появились никель-металл-гидридные (NiMH) аккумуляторы, производители радостно стали рекламировать их как не имеющие эффекта памяти, однако в нимховых аккумах эффект памяти проявляется хоть и меньше, чем в никель-кадмиевых, но всё же имеет место.
А вот литий-ионные (Li-ion) и литий-полимерные (Li-pol) аккумуляторы действительно практически не подвержены эффекту памяти. Их срок эксплуатации практически не зависит от интенсивности эксплуатации (т. е. количества циклов заряда-разряда) .
В настоящее время все аккумуляторы в мобильных устройствах литий-ионные или литий-полимерные. Никель-металл-гидридные аккумы — это, в основном, пальчиковые аккумуляторы стандартных размеров — для фотоаппаратов, dect-телефонов, плейеров и т. п.
А когда-то (лет семь-восемь назад) мобильники тоже приходилось по вечерам насильно разряжать, переключая в режим непрерывного поиска сети ��
Вообще, насколько мне известно, любые аккумуляторы рекомендуется хотя бы раз в полгода разряжать до нуля.

Добавить комментарий