Нанолитография

Литография

Литография изобретена между 1796-98 в Германии А. Зенефельдером. В XIX в. она широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов и тому подобного. В 1930-х гг. литография стала интенсивно вытесняться из сферы полиграфии более современной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся широко распространённой станковой техникой создания художественных эстампов, привлекательной для художников большой свободой авторского исполнения, широким диапазоном художественных графических средств, большой точностью воспроизведения оригинала. Специфический язык художественной литографии оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К литографии обратились жившие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистические и жанровые серии исполнял Т. Жерико, художники Н. Т. Шарле, О. Раффе посвятили свои листы эпизодам наполеоновских войн, появились литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Великобритании получила видовая литография. Крупнейшим мастером романтической литографии был Э. Делакруа, выполнивший несколько иллюстративных серий по мотивам произведений И. В. Гёте и У. Шекспира. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории литографии была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), которая после Июльской революции 1830 сменилась политической и социальной карикатурой (Гранвиль, Ш. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистическая заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литографические серии О. Домье, крупнейшего мастера литографии XIX в., оказавшего огромное воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры выделяются произведения П. Гаварни и А. Шама. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. фон Менцеля. Литография занимала большое место в творчестве многих латиноамериканских художников первой половины XIX в. — представителей костумбризма. В России в первой половине XIX в. техника литографии привлекла крупных графиков и живописцев — А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-х гг. интерес русских художников был обращён преимущественно к пейзажу (С. Ф. Галактионов, Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Беггров). В середине XIX в. появились жанровые литографии (И. С. Щедровский) и сатирические листы (М. Л. Невахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжили во второй половине XIX в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

Каждый электрик должен знать:  Подключение розетки от выключателя света с одной клавишей

С 1840-х гг. в западноевропейском искусстве заметен известный упадок литографии, связанный с вытеснением её из сферы журнальной графики торцовой ксилографией. Новый подъём искусства литографии произошёл с конце 1860-х гг. Во Франции Э. Мане открыл новые художественные возможности литографии, полнее выявляя фактуру материала; к литографии часто обращались импрессионисты О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявился также в немецкой (Л. Коринт, М. Либерман, М. Слефогт) и американской (Дж. Уистлер) литографии. В конце XIX в. заметный след в литографии оставили символизм и стиль «модерн» (О. Редон, Э. Карьер во Франции, Ф. Ропс в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии). Особое место в литографии на рубеже XIX-XX вв. занял цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Возрождается роль литографии в иллюстри- ровании журналов (злободневные, часто политически острые рисунки Ж. Л. Форена и Ш. Л. Леандра во Франции, Т. Т. Хейне и Г. Цилле в Германии и др.). Традиции Домье продолжились в социально-критических листах Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнгвина в Великобритании, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети XIX в. новый интерес к литографии проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценах И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С конца 1900-х гг. в области литографического пейзажа работали К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-х гг. с литографиями и литографированными книгами выступили Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

Каждый электрик должен знать:  Пользовательское соглашение — Сам электрик

После Первой мировой войны 1914-18 ряд серий и отдельных листов, выражавших резкий социальный протест, создали немецкие экспрессионисты М. Бекман, Ж. Грос, Э. Барлах; в 30-х гг. активная антифашистская направленность характерна для литографий Кольвиц. В XX в. литография становится очень разнообразной в своих выразительных возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций — от тонкого лиризма и глубоко философских образов до публицистической страстности в пропаганде освободительных идей. К литографии обращаются крупные мастера XX в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокошка в Австрии, Х. Эрни в Швейцарии, Х. Т. Рихтер в ГДР, О. Дикс в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мукки в Италии, Д. Сикейрос, П. О’Хиггинс в Мексике и др. Советская литография представлена творчеством М. В. Добужинского (образы Петрограда), В. A. Ватагина (анималистические сюжеты), Г. С. Верейского, М. С. Родионова (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (обнажённая натура), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Каждый электрик должен знать:  Схема реверсивного пускателя магнитного, электрическая » её работа.

(от греч. lithos – камень и grá phx – пишу) гравюра на камне, самая молодая из техник гравирования. Относится к плоской печати. Изобретена в 1798 г. немецким актёром и драматургом А. Зенефельдером, который искал быстрый и недорогой способ размножать ноты для театральных постановок. Мастер-литограф рисует специальным жирным карандашом или краской по гладкой поверхности камня. Затем камень с готовым изображением подвергают действию кислоты. Кислота воздействует только на те части поверхности камня, где нет изображения, так как жир отталкивает кислоту. Затем валиком наносится жирная типографская краска. Она, наоборот, удерживается только в тех местах, где кислота не коснулась поверхности, то есть как раз там, где нанесено изображение. Затем литографию отпечатывают на специальном станке. Эта техника была особенно востребована в периодической печати, в создании репродукций произведений искусства. В литографии особенно удаются мягкие, воздушные сочетания пятен, тональные переходы, широкая штриховка. Эту технику особенно любили романтики Э. Делакруа и Т. Жерико во Франции, А. О. Орловский в России. Литография широко применяется в иллюстрировании детской книги (В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.).

У. Бредли. Обложка журнала «The Chap-Book». Цветная литография. 1894 г.

Добавить комментарий