Ремонт электрооборудования


СОДЕРЖАНИЕ:

Электрооборудование автомобилей

Электрооборудование в «жизни» любого автомобиля имеет большое значение – без него автомобиль не смог бы даже передвигаться.

Схема электрооборудования

В современных легковых автомобилях используется постоянное напряжение 12 вольт, в схемах электрооборудования грузовых автомобилей напряжение равно 24 В. Следует отметить, что в свое время легковые авто работали от напряжения 6V, но в силу ненадежности в середине XX столетия от таких электрических схем отказались.

В стандартную схему электрооборудования входит:

  • аккумуляторная батарея, она нужна для запуска двигателя, и без нее автомобиль не заведётся;
  • замок зажигания. С замка подается напряжение на стартер, а сам запуск осуществляется поворотом ключа в крайнее правое положение (по часовой стрелке);
  • стартер, он является пусковым устройством – при повороте ключа зажигания бендикс стартера входит в зацепление с маховиком двигателя, мотор начинает вращаться;
  • генератор – является устройством, вырабатывающим электрический ток. От генератора получают питание все потребители (фонари и фары, различные приборы, моторчики, допоборудование), к тому же от него подзаряжается аккумулятор;
  • освещение автомобиля – передние фары, задние фонари, плафоны освещения салона, подкапотного пространства, багажника;
  • система зажигания двигателя, которая на современных авто состоит из блока управления и различных датчиков;
  • электропроводка, соединяющая между собой элементы электрооборудования.

Также в электросхеме автомобиля присутствуют реле разных типов, датчики, щиток приборов, блок коммутации с предохранителями, моторчики отопителя и стеклоочистителей. В машинах с богатой комплектацией дополнительно могут устанавливаться:

  • электрические стеклоподъемники;
  • система климат-контроля;
  • мультимедиа;
  • предпусковой подогреватель;
  • электроподогрев сидений.

В электрическом оборудовании автомашины могут возникать различные неисправности, причем, выйти из строя может любой элемент схемы. Говоря о неисправностях, следует начать с одного из самых важных элементов – аккумуляторной батареи (АКБ). Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, каждая по два вольта, со временем аккумулятор теряет емкость и перестает заряжаться. АКБ становится непригодной к эксплуатации в связи с осыпанием пластин в банках, неисправности в аккумуляторе возникают по нескольким причинам:

  • происходит естественное старение АКБ;
  • аккумулятор часто работает при повышенных нагрузках и поэтому постоянно «садится»;
  • в банках недостаточный уровень или не поддерживается необходимая плотность электролита;
  • в корпусе есть трещины, через которые электролит утекает.

Проблемы с электрооборудованием нередко возникают из-за неисправного генератора, который тоже является очень важным узлом в машине. В генераторе встречаются две основные неисправности;

  • шум подшипников;
  • пропадание зарядки.

Если зарядка пропадает или она слабая, автомобиль работает только за счет аккумулятора. Когда ресурс АКБ исчерпан, батарея разряжается, а так как она от генератора зарядку не получает, потребители остаются без необходимой им электроэнергии, в результате:

  • двигатель не запускается;
  • не работает освещение, моторчик печки, магнитола и проч.

В значительной степени на работу авто влияет и состояние стартера – со сломанным пусковым устройством автомобиль можно завести только с буксира или толкача, что крайне неудобно.

Еще из частых и очень неприятных проблем с оборудованием можно отметить:

  • замыкание электрических проводов на массу или между собой;
  • потеря контактов в штекерах;
  • обрыв проводов.

Безусловно, неисправности в работе любого потребителя приносят автовладельцам массу хлопот, но какое-то время с некоторыми неисправностями еще можно ездить, например, с нерабочим кондиционером или магнитолой. В дальнейшем все равно приходится производить ремонт, и от этого никуда не деться – неисправности в электрооборудовании автомобиля необходимо устранять.

Диагностика электрооборудования

Прежде чем приступить к ремонту электрооборудования, необходимо выяснить причины возникновения неисправности. Находят поломку с помощью диагностики, для выяснения причины использует различные инструменты и оборудование:

  • мультиметры, вольтметры, омметры;
  • стенды для проверки генераторов или стартеров;
  • сканеры для компьютерной диагностики двигателей или автоматической трансмиссии.

Диагностируя аккумулятор, ареометром проверяют плотность электролита в банках, с помощью нагрузочной вилки выясняют, способна ли аккумуляторная батарея работать под нагрузкой. Диагностика электрооборудования – дело непростое, зачастую в электрике намного сложнее найти причину неисправности, чем произвести сам ремонт. Именно поэтому автоэлектрики пользуются большим спросом, а за их работу берется почасовая оплата.

Ремонт электрооборудования автомобиля

В ремонте электрооборудования есть немало различных нюансов, поэтому во многих случаях без квалифицированных автоэлектриков не обойтись. Безусловно, многие водители могут сами отремонтировать стартер или генератор, обслужить аккумуляторную батарею, но разобраться в электропроводке с большим количеством электроники иной раз не под силу даже достаточно опытному мастеру.

Также не просто провести диагностику двигателя. Сейчас уже практически нет таких автомобилей, у которых системой зажигания не управлял бы электронный блок. Для выяснения причины неисправности используются специальные автомобильные сканеры, или к бортовой системе авто подключается ноутбук. На мониторе диагностического устройства отображаются ошибки, которые есть в электрической схеме, на экран выводятся различные параметры. Ремонт в системе зажигания сводится к замене датчиков, восстановлению контактов в проводах или к замене самой проводки.

Электрооборудование автомобилей ВАЗ

У таких автомобилей как ВАЗ-классика различных моделей (ВАЗ 2101- 07) схема электрооборудования самая простая, особенно у машин с карбюраторными двигателями. Особой сложностью не отличается и электрооборудование автомобилей ВАЗ-2108-09 (карбюратор).

На автомобилях ВАЗ 2101-07 ранних выпусков устанавливается электрооборудование с простейшей системой зажигания (СЗ), в состав которой входит:

  • свечи зажигания;
  • высоковольтные провода с наконечниками;
  • трамблер (прерыватель-распределитель);
  • катушка зажигания.

На подобной системе СЗ в прерывателе трамблера установлена контактная группа, а чтобы контакты меньше подгорали, в схему включен конденсатор. На более поздней «Классике» стала применяться бесконтактная СЗ – в схему был дополнительно включён коммутатор, а в трамблере вместо контактной группы прерыванием стал управлять датчик Холла.

На последних выпусках ВАЗ-классика зажиганием управляет электронный блок, в схеме СЗ есть датчики:

  • холостого хода;
  • положения дроссельной заслонки;
  • положения коленвала;
  • массового расхода воздуха.

На карбюраторных ВАЗ 2108-09 также применялась простая СЗ, но уже с первых выпусков машин в схему был включён коммутатор и трамблер с датчиком Холла.

В схеме электрооборудования автомобилей ВАЗ также присутствует генератор, стартер, замок зажигания, электрическая проводка, блок предохранителей и прочие элементы. В современных автомобилях ВАЗ, таких как Chevrolet Niva, Lada Калина, Ларгус, Приора, Гранта, Datsun Mi-Do или On-Do используется система зажигания с электронным блоком управления, но в целом схема электрооборудования в этих машинах от более старых моделей принципиально ничем не отличается.

Типичные неисправности в электрооборудовании ВАЗ

В каждой модели автомобиля есть характерные неисправности, которые чаще всего встречаются. Например, в системах зажигания с трамблером на автомобилях ВАЗ нередко выходили из строя коммутаторы напряжения, перегревалась катушки зажигания. На более современных переднеприводных ВАЗ нередко выходят из строя различные датчики (ДМРВ, датчик скорости, распределительного вала, положения дроссельной заслонки).

Не отличается особой надежностью и генераторы – достаточно быстро начинает шуметь подшипники, пропадает зарядка. Причина выхода из строя подшипников – плохое качество самих деталей, особенно, если они неоригинального производства. Шуметь генератор также может по следующим причинам:

  • перетянут натяжной ремень;
  • искривился шкив генератора.

Зарядка чаще всего пропадает при выходе из строя реле-регулятора, реже в отказе виновата статорная или роторная обмотка, также еще могут сноситься генераторные щетки.

Наиболее часто встречающаяся причина неработоспособности стартера – вышедший из строя бендикс. Еще стартер отказывается работать из-за неисправного втягивающего реле, якоря (ротора), износа щеток в шуточном узле. Если из строя выходит сразу две или три дорогостоящие детали стартера (например, ротор и обмотка статора), иногда разумнее поменять весь узел целиком, то есть, купить новый стартер.

На многих ВАЗ нередко возникают замыкания и обрывы электропроводки, окисляются штекера и контакты. Ремонтировать автомобили тольяттинского производства приходится чаще, чем иномарки, но у машин ВАЗ есть большой плюс – ремонт и запчасти стоят недорого, а сама работа не представляет особой сложности.


РЕМОНТ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

Отказы оборудования в большинстве случаев возникают непредвиденно и не поддаются календарному планированию, они, как правило, нарушают производственный ритм и плановый характер производства, что влечет за собой незначительные материальные убытки, связанные с длительным простоем оборудования, недовыполнения плана производства электроэнергии, а иногда с ликвидацией аварий.

Система технического обслуживания ремонта на АЭС предусматривает выполнение комплекса работ, проводимых с определенной периодичностью и последовательностью, направленных на обеспечение исправного состояния оборудования, надежной и экономичной его эксплуатации, при оптимальных трудовых и материальных затратах.

Ремонт может быть вынужденным (аварийным), внеплановым или плановым (профилактическим).

Вынужденный или аварийный ремонт производится после появления неисправности или отказа оборудования в период между плановыми ремонтами. Плановый ремонт оборудования основан на изучении и анализе ресурса деталей и узлов с установлением технически и экономически обоснованных норм и нормативов. Таким образом, система планово- предупредительных ремонтов (ППР) – плановая система организационных и технических мероприятий, выполнение которых направлено на обеспечение продолжительной и безаварийной работы электрооборудования.

На технические и экономические показатели ремонта электрооборудования большое влияние оказывает избранная система организации планово – предупредительного ремонта.

На АЭС наиболее приемлемой, прогрессивной и экономически выгодной является смешанная система НИР. При смешанной системе ремонта в производственных подразделениях имеются не только свои электроремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности работы, но и специализированные ремонтные службы, производящие сложные и большие по объему работы, связанные с ремонтом электрооборудования.

Эти специализированные службы подчинены главному инженеру предприятия. Эксплуатационный персонал обслуживающий электрооборудование цеха выполняет при этом лишь работы по надзору, уходу и мелкому текущему ремонту. Положением о ППР электрооборудования предусмотрено несколько видов ремонтов: капитальный, средний, текущий.

При текущем ремонте заменяют небольшие детали, устраняют мелкие дефекты, регулируют механизмы электрооборудования и обеспечивают его нормальную работу до очередного планового ремонта. К текущему ремонту также относится чистка оборудования, восстановление небольших участков изоляции, перезарядка предохранителей с заменой плавкой вставки, обработка обгорелых контактов аппаратов, промывка подшипников электродвигателей, смена износившихся щеток, протягивание креплений электрооборудования. Во время текущих ремонтов поверяют состояние изоляции обмоток электрических машин и электромагнитов отключающих аппаратов. Текущий ремонт обычно осуществляют без разборки электрооборудования, используя кратковременные остановки производственного оборудования.

Средним- принято считать такой ремонт, при котором предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или предотвращает его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизма аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений, устраняют дефекты изоляции и т .д.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку роторной или статорной обмотки электричекой машины, намотку и установку новых полюсных катушек машин постоянного тока.

Выполнение капитальных ремонтов связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборкой. В некоторых случаях при капитальном ремонте электрооборудование модернизируют, то есть совершенствуют конструкцию, улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность или безопасность ремонтируемого оборудования. Основная цель модернизации – приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного оборудования и аппаратов или технологическому процессу.

Модернизацию при капитальном ремонте осуществляют, когда конструкция допускает внесение в него требуемых изменений.

Ремонты электрооборудования планируют, исходя из межремонтных периодов, ремонтных циклов и их структуры.

Ремонт электрооборудования

Организация технического обслуживания

и эксплуатации оборудования

Электроустановки — это совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии.

Важнейшим условием правильной эксплуатации электроустановок является своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов и периодических профилактических испытаний оборудования и сетей. Организационные и технические положения по эксплуатации электрохозяйства предприятий изложены в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ, ПТБ, ЭП), которые обязательны для всех отраслей народного хозяйства. Применительно к конкретным условиям каждого предприятия руководитель, ответственный за эксплуатацию электрохозяйства, утверждает местные инструкции, базирующиеся на общероссийских ПТЭ, ПТБ, ЭП. Основной обязанностью электротехнического персонала промышленных предприятий является эксплуатация электросетей и электрооборудования напряжением до 10 кВ от границы разделения эксплуатационной ответственности между снабжающей организацией и предприятием до цеховых установок включительно.

Структурой управления эксплуатацией электроустановок называют совокупность взаимосвязанных органов управления, обеспечивающих нормальное функционирование всех элементов электроснабжения предприятия как одного из звеньев общей производственной системы. Первичным элементом структуры является рабочее место — закрепленная за одним рабочим либо за рабочей бригадой часть производственной площади с находящимися на ней орудиями и средствами труда соответственно характеру работ, выполняемых на данном рабочем месте.

Эксплуатация включает в себя техническое обслуживание, ремонт, использование и хранение электроустановок. Техническое обслуживание представляет совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых в межремонтный период, направленных на поддержание надежности и готовности использующихся и хранящихся в резерве электроустановок. Для восстановления «ресурса» электроустановок кроме текущих ремонтов проводят капитальные, при выполнении которых оборудование выводят из состояния использования. Основная часть эксплуатации — непосредственное использование электроустановок.

Руководство всем энергетическим хозяйством предприятия осуществляет отдел главного энергетика. Отдел организует бесперебойное и рациональное снабжение производства всеми видами энергии, а также эксплуатацию электротехнического, теплосилового и сантехнического оборудования и сетей.

Для нормальной эксплуатации электроустановок на каждом промышленном предприятии должен создаваться складской резерв оборудования, аппаратуры, комплектующих изделий и запасных частей. Это резко уменьшает время простоя электроустановок в плановом или внеплановом ремонте благодаря замене отказавшего элемента новым, взятым из резерва. Отказавший элемент после ремонта поступает на склад в качестве резервного. При невозможности или нецелесообразности его ремонта эксплуатационный запас пополняют новой единицей. Парк резервных электроустановок по номенклатуре и количеству должен соответствовать нормам.

Главная задача эксплуатации электрохозяйства промышленных предприятий состоит в организации такого обслуживания электрических сетей и электрооборудования, при котором отсутствуют производственные простои из-за неисправности электроустановок, поддерживается надлежащее качество электроэнергии и сохраняются паспортные параметры электрооборудования в течение максимального времени при минимальном расходе электрической энергии и материалов.

При обслуживании электроустановок электромонтер должен следить за состоянием загрузки питающих линий и сетей, так как потери электроэнергии в них пропорциональны активному сопротивлению проводов. С целью экономии электроэнергии целесообразно при возможности включать под нагрузку резервную линию. Это существенно снижает потери в линиях. Изменяя число одновременно работающих трансформаторов можно обеспечить в них минимум потерь. Увеличение средней нагрузки машин снижает удельные расходы электроэнергии, а применение на станках ограничителей холостого хода при межоперационном времени 10 с и более всегда приводит к экономии электроэнергии. Если средняя нагрузка электродвигателя не превышает 45 % номинальной мощности, замена его на менее мощный электродвигатель всегда целесообразна.

Каждый электрик должен знать:  Сработает ли дифавтомат без заземления

Электромонтеры отдела главного энергетика, как правило, принимают активное участие в реализации мероприятий технического перевооружения, направленных на экономию топливно-энергетических ресурсов. Для надежного, безопасного и рационального обслуживания электроустановок и содержания их в исправном состоянии обслуживающий персонал должен ясно представлять технологические особенности своего предприятия, строго соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, знать и выполнять действующие правила техники безопасности, инструкции и другие руководящие материалы.

Ответственность за выполнение ПТЭ, ПТБ, ЭП на каждом предприятии установлена должностными положениями, утвержденными руководством данного предприятия.

На каждом предприятии приказом (или распоряжением) администрации из числа специально подготовленного электротехнического персонала назначают лицо, отвечающее за общее состояние эксплуатации всего электрохозяйства предприятия. Остальной электротехнический персонал предприятия несет ответственность за соблюдение ПТЭ, ПТБ, ЭП в соответствии с возложенными на него обязанностями.

Администрация мелких предприятий обеспечивает обслуживание электроустановок путем передачи их эксплуатации по договору специализированной эксплуатационной организации или содержит соответствующий по квалификации персонал на долевых началах с другими такими же предприятиями.

Без наличия соответствующего электротехнического персонала эксплуатация электроустановок запрещается.

Лицо, ответственное за электрохозяйство предприятия, должно обеспечивать:

§ организацию обучения, инструктирование и периодическую проверку знаний подчиненного персонала, обслуживающего электроустановки;

§ надежную, экономичную и безопасную работу электроустановок;

§ разработку и внедрение мероприятий по экономии электроэнергии, удельных норм на единицу продукции, а также по повышению Коэффициента мощности;

§ внедрение новой техники в электрохозяйство, способствующей более надежной, экономичной и безопасной работе электроустановок, а также повышению производительности труда;

§ организацию и своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и профилактических испытаний электрооборудования, аппаратуры и сетей;

§ систематическое наблюдение за графиком нагрузки предприятия и принятие мер по поддержанию режима, установленного энергосистемой;

§ организацию учета электроэнергии, ведение установленной отчетности и своевременное ее представление вышестоящим организациям;

§ наличие и своевременную проверку защитных средств и противопожарного инвентаря;

§ выполнение предписаний Госэнергонадзора в установленные актом сроки;

§ своевременную организацию расследования аварий и браков в работе электроустановок, а также несчастных случаев от поражения электрическим током.

За правильную и безопасную эксплуатацию электроустановок цехов и других производственных участков наряду с главным энергетиком предприятия отвечают также энергетики этих цехов и участков и главный инженер предприятия (по своему положению).

Если работник обнаружил нарушения ПТЭ, ПТБ, ЭП или заметил неисправность электроустановки или защитных средств, он должен немедленно сообщать об этом своему начальнику, а в его отсутствие — вышестоящему руководителю в случаях, когда неисправность в электроустановке, представляющую явную опасность для окружающих людей или самой установки, может устранить работник, ее обнаруживший, он обязан это сделать немедленно, а затем известить об этом непосредственного начальника. Устранение неисправности нужно производить при строгом соблюдении правил техники безопасности.

За аварии и брак в работе на электроустановках несут ответственность:

§ работники, непосредственно обслуживающие электроустановки, — за каждые аварию и брак в работе, происшедшие по их вине, а также за неправильную ликвидацию аварий и брак в работе на обслуживаемом ими участке;

§ работники, производящие ремонт оборудования, — за каждые аварию и брак в работе, происшедшие из-за низкого качества ремонта;

§ оперативный и оперативно-ремонтный персонал — за аварии и брак в электроустановках, происшедшие по их вине, а также по вине подчиненного им персонала.

Персонал, обслуживающий электроустановки, до назначения на самостоятельную работу или при переводе на другую, обязан пройти производственное обучение на рабочем месте. Это относится и к персоналу, имевшему перерыв в работе свыше 6 мес. Занятия проводит опытный работник из состава электротехнического персонала предприятия, к которому прикреплен обучающийся приказом или распоряжением по предприятию, цеху, участку.

После окончания подготовки специальная комиссия проверяет знания обучаемого по правилам технической эксплуатации и безопасности труда, должностным и эксплуатационным инструкциям, техминимуму по обслуживаемому оборудованию.

После этого каждый работник оперативного и оперативно-ремонтного персонала должен пройти стажирование в качестве исполняющего обязанности по рабочему месту продолжительностью не менее двух недель под руководством опытного работника. Для ремонтного персонала этого не требуется.

Периодическую проверку знаний ПТЭ, ПТБ, ЭП и производственных инструкций проводят один раз в год — для персонала, непосредственно обслуживающего действующие электроустановки, проводящего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также персонала, оформляющего распоряжения и организующего эти работы.


Лиц, допустивших нарушение ПТЭ, ПТБ, ЭП или производственных инструкций, подвергают внеочередной проверке знаний.

При неудовлетворительной оценке знаний ПТЭ, ПТБ, ЭП повторную проверку производят в сроки, установленные квалификационной комиссией, но не ранее чем через две недели.

Персонал, показавший неудовлетворительные знания при третьей проверке, переводят на другую работу, не связанную с обслуживанием электроустановок.

Проверку знаний ПТЭ, ПТБ, ЭП электротехническим персоналом мелких предприятий производит комиссия, созданная при вышестоящей организации, с участием руководителя предприятия, организации, учреждений, где работает проверяемый.

Каждому работнику, успешно прошедшему проверку, выдают удостоверение с присвоением квалификационной группы по технике безопасности, которое дает право на обслуживание электроустановок.

Допуск к самостоятельному дежурству или самостоятельной работе в электроустановках оформляют специальным распоряжением по предприятию, цеху, участку.

Для повышения знаний по устройству и эксплуатации оборудования организуют курсовое (групповое, индивидуальное) обучение по повышению квалификации; изучение ПТЭ, ПТБ, ЭП, ПУЭ, инструкций и других правил, относящихся к работе данных установок; проводят противоаварийные тренировки эксплуатационного персонала наилучшим способам и приемам быстрого предупреждения и ликвидации неполадок и аварий; периодически (не реже одного раза в квартал) делают производственный инструктаж непосредственно на рабочих местах для обучения персонала правильному и безопасному уходу за оборудованием, рациональным методам работы.

Техническое обслуживание представляет собой комплекс работ, проводимых для поддержания в исправном состоянии электроустановок при использовании их по назначению, а также при хранении и транспортировке. Оно состоит из повседневного ухода за электроустановками, контроля режимов их работы, наблюдения за исправным состоянием, проведения осмотров, контроля за соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций заводов-изготовителей и местных инструкций.

Техническое обслуживание — важное звено системы ППТОР, предупреждающее аварийные ситуации; оно осуществляется силами оперативного и оперативно-ремонтного персонала и проводится в процессе работы электроустановок во время перерывов, нерабочих дней и смены.

К оперативному электротехническому персоналу предприятий относят всех работников, обслуживающих посменно производственные электроустановки данного предприятия и допущенных к оперативным переключениям.

Оперативное обслуживание осуществляет одно лицо или несколько лиц. Решение о количестве оперативного персонала в смене или на электроустановке определяет лицо, ответственное за электрохозяйство.

Оперативный персонал работает по утвержденному графику.

В случае необходимости с разрешения лица, ответственного за электрохозяйство предприятия, участка, цеха, допускается замена одного дежурного другим.

Дежурство в течение двух смен подряд, как правило, запрещается.

Старший по смене дежурный по электрохозяйству обязан выполнять требования диспетчера электроснабжающей организации и сотрудников энергосбыта по снижению электрической нагрузки; требования диспетчера энергоснабжающей организации о переключении питающих и транзитных линий, а также отключении отдельных линий при аварийном положении в энергоснабжающей организации.

Старший по смене дежурный обязан немедленно ставить в известность диспетчера энергоснабжающей организации об авариях, вызывающих отключение одной или нескольких линий, питающих предприятие, согласовывать с начальником цеха или диспетчером предприятия все операции, связанные с отключением технологического оборудования, за исключением аварийных случаев.

Придя на работу, дежурный должен принять смену от предыдущего, а после окончания работы сдать смену следующему дежурному соответствии с графиком.

Уход с дежурства без сдачи смены запрещается. В исключительных случаях оставление рабочего места допускается с разрешения вышестоящего лица.

При приеме смены дежурный обязан:

§ ознакомиться с состоянием, схемой и режимом работы оборудования на своем участке путем личного осмотра в объеме, установленном инструкцией;

§ получить сведения от сдающего смену об оборудовании, за которым необходимо вести тщательное наблюдение для предупреждения аварии или неполадок, и об оборудовании, находящемся в ремонте или резерве;

§ проверить и принять инструмент, материалы, ключи от помещений, средства защиты, оперативную документацию и инструкции;

§ ознакомиться со всеми записями и распоряжениями за время прошедшее с его последнего дежурства;

§ оформить прием смены путем записи в журнале или ведомости, на оперативной схеме за своей подписью и подписью сдающего смену;

§ доложить непосредственному старшему по смене о вступлении на дежурство и о неполадках, замеченных при приеме смены.

Дежурный, сдавший смену, обязан доложить об этом старшему по своей смене. Принимать и сдавать смену во время ликвидации аварии, производстве переключений оборудования запрещается.

При длительном времени ликвидации аварии (более двух смен) сдачу смены можно производить только с разрешения администрации.

В обязанности электромонтера по обслуживанию электрооборудования в цехах промышленных предприятий входят: профилактический осмотр электрооборудования; осмотр защитных средств, креплений, постов и кнопок управления; регулировка пускателей, реле, приборов и другого электрооборудования; контроль за соблюдением правил технической эксплуатации электроустановок; работы по устранению неисправностей электрооборудования; профилактические работы по поддержанию в исправном состоянии искусственного общего и местного освещения; проверка и устранение неисправностей в устройстве заземления;

В процессе обслуживания электроустановок электромонтеры выполняют следующие работы: обнаружение неисправности в электрических цепях; разборку и сборку электроаппаратуры и электрооборудования; нарезание резьбы, сверление, шлифование, опиловку напильниками, резку и рубку металлов, гибку и рихтовку; промывку и чистку деталей; замеры напряжения и тока в электрических цепях; замену сгоревших плавких вставок, электрических ламп и электродвигателей.

Обслуживание электроосветительных установок

При обслуживании осветительных электроустановок нужно знать, что в нормальном режиме в сетях электрического освещения напряжение не должно снижаться более чем на 2,5 % и повышаться более чем на 5 % номинального напряжения лампы. Для отдельных наиболее отдаленных ламп аварийного и наружного освещения допускается снижение напряжения на 5%. В аварийном режиме допускается снижение напряжения на 12% для ламп накаливания и на 10 % для люминесцентных ламп.

Все работы по обслуживанию светильников выполняют при снятом напряжении. Проверку уровня освещенности в контрольных точках помещений при осмотрах осветительных установок производят не реже одного раза в год. В исправности автоматов, отключающих и включающих электроосветительные установки, убеждаются один раз в 3 мес. (в дневное время).

Проверку исправности системы аварийного освещения производят не реже одного раза в квартал.

Проверку стационарного оборудования и электропроводки рабочего и аварийного освещения на соответствие токов расцепителей и плавких вставок расчетным значениям выполняют один раз в год.

Измерение нагрузок и напряжения в отдельных точках электрической сети и испытание изоляции стационарных трансформаторов с вторичным напряжением 12—40 В производят не реже одного раза в год.

Обслуживание светильников производят с помощью напольных устройств и приспособлений, обеспечивающих безопасность работающих: лестниц (при высоте подвеса светильников до 5 м); стационарных и прицепных мостиков, буксируемых грузоподъемными кранами.

Замену ламп осуществляют индивидуальным, когда одну или несколько ламп (до 10%) заменяют новыми, или групповым способом, когда все лампы в установке через определенный интервал времени одновременно заменяют новыми. В расчетах при достаточном естественном освещении годовое число часов использования осветительных установок принимают при двухсменной работе -2100 ч, при трехсменной — 4600 ч, а при трехсменной непрерывной работе — 5600 ч.

При недостаточном естественном освещении, при двухсменной работе, число часов использования осветительных установок — 4100 ч; при трехсменной — 6000 ч; при непрерывной трехсменной работе — 8700 ч.

Исправные лампы, снятые при групповой замене, можно использовать во вспомогательных помещениях.

Замену ламп производят индивидуальным способом, если установка выполнена лампами накаливания, светильниками с 30 люминесцентными или 15 лампами ДРЛ.

Чистку светильников общего освещения для цехов машиностроительных предприятий проводят в следующие сроки: литейные цехи — один раз в 2 мес; кузнечные, термические — один раз в 3 мес; инструментальные, сборочные, механические — один раз в 6 мес.

Техническое обслуживание сетей электрического освещения выполняет специально обученный персонал. Как правило, чистку арматуры и замену перегоревших ламп производят в дневное время со снятием напряжения с участка. Если с электроустановки напряжением до 500 В снять напряжение нельзя, допускают производство работ под напряжением. В этом случае соседние токоведущие части ограждают изолирующими накладками, работают инструментом с изолированными рукоятками, в защитных очках, головном уборе и с застегнутыми рукавами, стоя на изолирующей подставке или в диэлектрических галошах.

В цехах промышленных предприятий чистку и обслуживание высоко расположенной осветительной аппаратуры производит бригада в составе не менее двух электромонтеров, при этом производитель работ должен иметь III квалификационную группу. Оба исполнителя должны быть допущены к верхолазным работам. При работе соблюдают меры предосторожности от попадания под напряжение, падения с высоты, случайного пуска крана.

В сетях наружного освещения под напряжением разрешается чистить арматуру и менять перегоревшие лампы с телескопических вышек и изолирующих устройств, а также на деревянных опорах без заземляющих спусков, на которых светильники находятся ниже фазных проводов. Старший из двух лиц должен иметь III квалификационную группу. Во всех остальных случаях работу выполняют по наряду с отключением и заземлением на месте работ всех проводов линий, расположенных на опоре.

Дефектные ртутные и люминесцентные лампы, так как в них содержится ртуть, пары которой ядовиты, сдают на завод — изготовитель или уничтожают в специально отведенных для этого местах.

Ремонт электрооборудования на Южной, в Чертаново — техцентр Авто Драйв.

Мы гарантируем автолюбителям качественный ремонт электрооборудования на Южной на профессиональном уровне для всех марок автомобилей

Электрооборудование в автомашине – это одна из важных систем, которая служит для запускания двигателя, работы оборудования и приборов, освещения. При неисправном электрооборудовании на автомобиле ездить запрещается, да и вообще невозможно. На современных авто используется электрооборудование с 12- Вольтовым напряжением, а грузовых встречается электрооборудование с напряжением 24 либо 36 Вольт. Короткое замыкание или неисправность электрооборудования может привести к возникновению пожара, который в считанные минуты полностью уничтожит автомобиль. Следить за электрооборудованием обязательно стоит, а ее ремонт доверять можно только грамотным специалистам.

Основными потребителями электричества в машине являются система зажигания, запуска, электронного управления подачей топлива. Работоспособность авто напрямую зависит от их исправности и от состояния источника тока (генератора, аккумуляторной батареи). Специализация нашего автотехцентра – сложная автоэлектрика и электроника. По количеству эксплуатационных поломок именно она является лидером. Мы, как никакой другой тех центр, знаем, как грамотно ее отремонтировать. В современном автомобиле столько различной электрики, что неподготовленному человеку сразу же уяснить, как она работает и в чем причины неполадок, совсем непросто. Автомашины, эксплуатирующиеся на наших дорогах, в большинстве своем требуют определенных навыков для монтажа и установки электрооборудования на Южной. А сам ремонт электрооборудования автомобиля на Южной предполагает ответственное отношение к последовательности действий, что гарантирует положительный результат.

Каждый электрик должен знать:  Условные графические обозначения электрических машин на схемах

Отметим факт, что ремонт электрооборудования автомобиля на Варшавском шоссе может включать работы по настройке вышедшего из строя звукового сигнала. Иногда необходимо восстановить нормальное функционирование моторедуктора очистителя фар. Многие автовладельцы также знают, что ремонт электрооборудования автомобиля в Чертаново подразумевает проверку блока подрулевых переключателей. Часто необходимо привести в порядок вентилятор отопителя. Конечно, всем вышеназванным ремонт электрооборудования автомобиля на Варшавке не ограничивается, в этом контексте можно упомянуть и периодическую надобность в починке стартера и генератора, а именно в замене подшипника стартера. Помимо других составляющих, может понадобиться ремонт освещения в салоне автомашины.


Нельзя назвать преувеличением тот факт, что для автомобилей разных производителей и марок ремонт электрооборудования автомобиля на Южной может варьироваться относительно составляющих элементов. Однако безусловен тот факт, что электрооборудование занимает свое важное место в конструкции автомашины в целом, а потому требует к себе внимания в сочетании с профессиональным и качественным обслуживанием. Достичь этого возможно, если доверить все работы, в том числе диагностику, ремонт и замену деталей специалистам, которые, помимо очевидных своих преимуществ, имеют богатый опыт и высокую квалификацию.

К такого рода первоклассным мастерам относятся и специалисты нашего центра техобслуживания, которые не единожды доказали на практике свое умение качественно производить ремонт электрооборудования автомобиля на Варшавском шоссе, чтобы клиенты были уверены в последующей комфортной эксплуатации своего автомобиля.

Наши работы

Зависание дворников по середине стекла довольно частая проблема на многих автомобилях, так как конструкция электропривода стеклоочистителей практически идентична для многих марок.

Причиной тому является механизм встроенный в мотор стеклоочистителя в котором находится группа контактов отвечающая за возврат в исходное положение стеклоочистителей. Многие ошибочно виновником проблемы считают реле стеклоочистителя, но это ошибочное мнение так как реле стеклоочистителя в основном отвечает за кратковременные режимы работы и скорость работы стеклоочистителя.

Последствия тяжёлых ДТП проявляются, к сожалению, не только обширными повреждениями элементов кузова и подкапотного пространства. Безопасность водителю и пассажирам способны обеспечить подушки безопасности, которые при срабатывании, естественно, пробив

Вместе с сертификатом вы получите авторскую инструкцию «Правила по уходу за автомобилем, которые продлят срок эксплуатации без ремонта на 5 лет» от владельца техцентра

Ремонт узлов электрооборудования

Плановые ремонты являются основным видом управления техническим состоянием и восстановлением ресурса оборудования. Плановые ремонты бывают текущие и капитальные.

Текущий ремонт (Т) — это ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных составных частей.

В зависимости от конструктивных особенностей оборудования, характера и объема проводимых работ, текущие ремонты могут подразделяться на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий ремонт (Т2) и т.д. Перечень обязательных работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте, должен быть определен в ремонтной документации электроцеха (подразделения).

При текущем ремонте, как правило, выполняются: — работы регламентированного ТО; — замена (или восстановление) отдельных узлов и деталей; — ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий; — ревизия оборудования; — проверка на точность; — ревизия арматуры и другие работы, примерно такой же степени сложности.

Для проведения текущих ремонтов электрооборудования разрабатываются технологические карты.

Капитальный ремонт (К) — ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (под базовой понимают основную часть оборудования, предназначенную для компоновки и установки на нее других составных частей). Послеремонтный ресурс оборудования должен составлять не менее 80% ресурса нового оборудования.

В объем капитального ремонта входят следующие работы: — замена или восстановление всех изношенных агрегатов, узлов и деталей; — полная или частичная замена изоляции, футеровки; — выверка и центровка оборудования; — послеремонтные испытания.

Для выполнения капитального ремонта на предприятии должны иметься ТУ на каждое наименование ремонтируемого оборудования.

Внеплановый ремонт -это вид ремонта, непредусмотренный годовым планом или вызванный аварией оборудования.

В объем ремонта асинхронных электродвигателей входит выполнение следующих основных работ: замена обмоток, исправление валов (устранение биения), смена подшипников, замена и проточка контактных колец, мелкие слесарные работы и окраска.

В соответствии с ППРЭ в объем текущего ремонта электродвигателя входят:

  • 1) очистка электродвигателя от пыли и грязи, отъединение питающих проводов и заземляющих шин, а у двигателей с фазным ротором — проводов пускового реостата;
  • 2) отъединение двигателя от рабочей машины и доставка его в ремонтную мастерскую;
  • 3) разборка электродвигателя и его очистка от пыли и грязи;
  • 4) осмотр поверхности стали статора и ротора и зачистка мест, покрытых коррозией;
  • 5) проверка целостности и ремонт изоляции лобовых частей обмоток;
  • 6) измерение сопротивления изоляции обмоток между фазами и между фазами и корпусом при помощи мегомметра напряжением 500 — 1000 В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. При меньших значениях сопротивления изоляции обмотку подвергают сушке;
  • 7) проверка обмотки на отсутствие межвиткового замыкания при помощи электромагнита и стальной пластинки либо портативного дефектоскопа марки ПДО, либо приборов типа ЕЛ-1 и ЕЛ-2;
  • 8) проверка состояния и ремонт выводных концов электродвигателя;
  • 9) проверка состояния коротко-замыкающих колец и вентиляционных лопаток короткозамкнутого ротора.
  • 10) очистка подшипников качения от старой смазки и промывка бензином, употребление керосина не допускается. При необходимости смазку заменяют (примеры смазок: циатим-221, литол-24);
  • 11) проверка зазора между статором и ротором;
  • 12) сборка электродвигателя и проверка свободного вращения ротора в обе стороны, окраска корпуса;
  • 13) запуск электродвигателя на холостом ходу для проверки отсутствия посторонних шумов; измерение тока и потерь холостого хода, их значения должны соответствовать номинальным;
  • 14) установка электродвигателя на рабочее место, запуск совместно с рабочей машиной для проверки правильности его вращения и отсутствия вибраций.

Электродвигатели и аппаратуру необходимо регулярно очищать от пыли и грязи сухой тряпкой. Во избежание разъедания слоя изоляции не допускается промывать обмотки электродвигателей бензином или керосином.

До включения в сеть проверяют состояние вала, подшипниковых щитов, подшипников, отсутствие задевания ротора за статор, наличие смазки целостность фаз; состояние выводных концов и клеммного щитка; сопротивление изоляции обмоток.

При удовлетворительных результатах испытаний включают электродвигатель на 30 мин. под напряжение, замеряют пофазно силы тока холостого хода, проверяют шумы электродвигателя, работу коллектора, нагрев подшипников, величину вибрации и др..

Схема технологического процесса ремонта электродвигателей (рис. 2)

Ремонт контактов магнитного пускателя.

Контакты магнитных пускателей, на поверхности которых имеются следы подгорания и нагара, очищают хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите или в авиационном бензине.

Брызги и «корольки» металла на поверхности контактов зачищают надфилем. После очистки щупом толщиной 0,05 мм проверяют плотность соединения контактных поверхностей. При замкнутых контактах щуп не должен проходить между контактами более 25% контактной поверхности.

При изломе или ослаблении контактную пружину заменяют новой или годной с выбракованного пускателя.

При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия с поврежденной резьбой рассверливают и метчиком нарезают резьбу следующего размера.

Ремонт выводных зажимов магнитных пускателей. Обгоревшие или окислившиеся контактные поверхности выводных зажимов зачищают надфилем или шлифовальной шкуркой, протирают обтирочным материалом, смоченным в бензине, и залуживают припоем ПОС-30.При износе или срыве резьбы в отверстиях под винты крепления токоподводящих проводов отверстия заваривают медью или латунью с помощью газовой горелки. Место заварки зачищают напильником, накернивают и просверливают отверстие для нарезания новой резьбы. В просверленном отверстии нарезают резьбу размером поврежденной резьбы. Реле времени и тепловое реле.

Повреждения отдельных элементов теплового реле (износ, деформация и поломка деталей; подгорание контактов) приводят к нарушению режимов его срабатывания. Поэтому важный момент восстановления работоспособности теплового реле-его регулировка. Реле испытывают нагрузочным током и снимают его характеристики в виде зависимости между током срабатывания и выдержки (как без предварительного подогрева, так и после подогрева номинальным током).

Территория электротехнической информации WEBSOR

Эксплуатация и ремонт электрооборудования РУ

Подстанция > Ремонт электрооборудования

Эксплуатация и ремонт электрооборудования распределительных устройств

Периодичность осмотров и ремонтов.
Осмотры распределительных устройств и оборудования трансформаторных подстанций и распределительных пунктов производят согласно Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей не реже 1 раза в 6 мес. Распределительные устройства, работающие в тяжелых условиях (перегрузка, усиленная загрязненность), осматривают чаще. Кроме того, внеочередные осмотры РУ и оборудования производят после отключения короткого замыкания.
При осмотре РП и ТП проверяют:
наличие схемы, соответствие ее действительности;
состояние контактов (по их наружному виду);
отсутствие течи масла из маслонаполненных аппаратов, его уровень и целость масломерных стекол;
характер гудения трансформаторов и отсутствие посторонних звуков (разрядов, потрескивания);
температуру масла в трансформаторах (по термометру);
состояние и исправность изоляторов (отсутствие трещин, запыленности);
состояние концевых заделок кабелей (отсутствие течи заливочной массы, целость фарфоровых втулок, состояние окраски);
наличие и состояние защитных средств, даты их испытаний;
состояние окраски шин и оборудования;
состояние контура защитного заземления;
исправность плавких предохранителей;
влажность и температуру внутри помещения;
исправность осветительной проводки и электроламп;
исправность и состояние сигнальных указателей и положение рубильников автоматики;
исправность телефонной связи и устройств телемеханики;
показания измерительных приборов, контролирующих напряжение и нагрузку;
состояние подходов и трасс кабелей (отсутствие завалов);
наличие предупредительных плакатов и надписей, исправность дверных замков, состояние крыши, потолка, стен, пола;
исправность вентиляции, наличие и состояние вентиляционных решеток, целость отопительных труб (при их наличии).
На распределительное устройство, подлежащее ремонту, старший мастер или мастер составляет ведомость дефектов. В ней указывают состояние оборудования и все замеченные дефекты, которые необходимо устранить при ремонте.
До начала ремонта ведомость дефектов поступает к мастеру по ремонту оборудования для определения продолжительности работ, подготовки необходимых материалов и запасного оборудования. Ремонт оборудования выполняет бригада в составе 2 — 3 электромонтеров под руководством мастера.
Текущий ремонт оборудования распределительных пунктов и трансформаторных подстанций производят по мере необходимости в сроки, устанавливаемые главным инженером электросетей. Капитальный ремонт оборудования выполняют: масляных выключателей — 1 раз в 6 -8 лет при условии контроля характеристик выключателей с приводом в межремонтный период; выключателей нагрузки, разъединителей и заземляющих ножей — 1 раз в 4 — 8 лет (в зависимости от конструктивных особенностей); трансформаторов тока и напряжения — при необходимости по результатам профилактических испытаний и осмотров.
Исходя из опыта эксплуатации, периодичность капитальных ремонтов оборудования может быть изменена решением главного инженера предприятия электросети. Осматривают и ремонтируют оборудование РП и ТП по графику.
При капитальном ремонте производят:
отбор проб масла из маслонаполненных аппаратов для сдачи на испытание в лабораторию;
испытание изоляции;
проверку контактных соединений шин, проводов и аппаратов измерением или контрольной подтяжкой; проверку выключателей и разъединителей;
проверку целости плавких вставок предохранителей и соответствие их номинальному току защищаемого аппарата;
измерение сопротивления изоляции и испытание повышенным напряжением вторичных цепей и катушек приводов;
проверку устройств защиты, автоматики и телемеханики;
измерение сопротивления заземляющего устройства;
проверку противопожарных средств, защитных средств по безопасности труда (переносные заземления, штанги, клещи, подножные решетки), надписей, замков и пр.
Аналогичные операции производят и при включении в эксплуатацию нового оборудования. Ремонт всего оборудования выполняют с отключением от напряжения и соблюдением правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Профилактические испытания электрооборудования городских сетей проводят не реже чем 1 раз в 6 лет, совмещая их по возможности с капитальным ремонтом.

Ремонт электрооборудования, станков, трансформаторов

Практически во всех отраслях промышленности, сельского и коммунального хозяйства, транспорта и энергетики используются электрические машины. Электродвигатели и машинные преобразователи, электрогенераторы постоянного тока и асинхронные машины переменного тока запускают станки и конвейеры, насосы и компрессоры, приводят в движение подъемные механизмы и электрический транспорт.

Но даже очень современное и очень надежное электрооборудование рано или поздно дает сбой. В процессе эксплуатации изнашиваются детали, приходят в негодность отдельные узлы. Поэтому немаловажное значение имеет профилактический ремонт электрических машин. Электрооборудование может внезапно выйти из строя из-за некорректной эксплуатации, различных механических повреждений, аварийных перегрузок и замыканий в сети. В этом случае необходим срочный ремонт электрических двигателей, электроприводов, пускорегулирующей аппаратуры, ремонт трансформаторов, перемотка электромагнитных катушек.

Текущий ремонт электрических машин, например, общепромышленных и специальных электродвигателей, обычно проводится на месте их установки. При этом объем работ может быть небольшим или даже минимальным. Сначала проводится диагностика (дефектация) электродвигателя, трансформатора или катушек. При разборке устраняются мелкие повреждения и неполадки, дефекты изоляции, заменяются отдельные детали и обгоревшие контакты выключателей и трансформаторов, восстанавливаются электрические соединения. Обычно ремонт общепромышленного трехфазного электродвигателя занимает до 5-6 дней.

При значительных повреждениях или изношенности узлов, если есть возможность их восстановить или заменить, проводится капитальный ремонт электродвигателей с заменой отработавших свой ресурс подшипников качения и обмоток. Капитальный ремонт электромоторов и электрических машин проводится и после того, когда превышен срок эксплуатации, указанный заводом-изготовителем. При этом составляется специальная техническая документация, электрооборудование полностью разбирается, все изношенные части заменяют новыми (заводскими) или специально изготовленными.

В процессе многолетней эксплуатации электрическое оборудование сильно изнашивается, а электроавтоматика становится морально устаревшей. Проблему можно решить, полностью заменив отслужившую свой ресурс технику. Но это не всегда рационально. Ведь покупка нового импортного оборудования – очень дорогая инвестиция. А качественный ремонт электрических двигателей, восстановление и модернизация уже имеющихся станков и машин может успешно продлить их жизнь и сэкономить до 60-70% средств, если бы пришлось покупать новую импортную технику.

Модернизируя станки и различные промышленные механизмы, ремонтники заменяют морально и физически устаревшие элементы и узлы электрооборудования более современными. Такой ремонт электромоторов позволяет повысить их энергоэффективность, обеспечить надежную работу электрического привода в режиме экономии электроэнергии, существенно снизить шумы, значительно продлить срок эксплуатации станка или судовой машины.

Чтобы не было перебоев с электроэнергией, аварийных остановок и поломок электрических машин, электромоторов, должны исправно работать преобразователи напряжения и тока – трансформаторы. Эти аппараты, например, силовые масляные, весьма надежны и долговечны, имеют прочную электроизоляцию обмоток. Однако под влиянием различных воздействий – высокие температуры, механические повреждения, электродинамические перегрузки – отдельные элементы трансформаторов нуждаются в ремонте и замене. Мелкий и средний ремонт трансформаторов начинается с ревизии, замены изоляторов, ремонта обмоток, вводов ВН и НН, переключателя. Капитальный ремонт трансформаторов предполагает разборку трансформатора и ремонт радиатора, бака, магнитопровода, перемотку и замену обмоток, переключающего устройства и вводов.

Многие небольшие предприятия не имеют собственной ремонтной базы. Все больше предприятий предпочитают сервисное обслуживание. Специализированные компании по техобслуживанию и ремонту электрооборудования качественно и в обусловленные сроки выполняют ремонтные и восстановительные работы практически любой сложности. Их преимущества: большой накопленный опыт и современные технологии, высокая квалификация специалистов и техническая оснащенность, хорошая ремонтная база и собственные производственные площади, высокое качество и оперативность работ.

Каждый электрик должен знать:  Измерение вибрации электродвигателей

Нов-электро

Профессиональный сайт для энергетиков

Виды ремонта электрооборудования.

Общая информация по содержанию капитальных и текущих ремонтов оборудования.

Плановые ремонты являются основным видом управления техническим состоянием и восстановлением ресурса оборудования. Плановые ремонты бывают текущие и капитальные.


Текущий ремонт (Т) – это ремонт, осуществляемый для восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене и (или) восстановлении его отдельных составных частей.

В зависимости от конструктивных особенностей оборудования, характера и объема проводимых работ, текущие ремонты могут подразделяться на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий ремонт (Т2) и т.д. Перечень обязательных работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте, должен быть определен в ремонтной документации электроцеха (подразделения).

При текущем ремонте, как правило, выполняются: – работы регламентированного ТО; – замена (или восстановление) отдельных узлов и деталей; – ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий; – ревизия оборудования; – проверка на точность; – ревизия арматуры и другие работы, примерно такой же степени сложности.

Капитальный ремонт (К) – ремонт, выполняемый для обеспечения исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые (под базовой понимают основную часть оборудования, предназначенную для компоновки и установки на нее других составных частей). Послеремонтный ресурс оборудования должен составлять не менее 80% ресурса нового оборудования.

В объем капитального ремонта входят следующие работы: – замена или восстановление всех изношенных агрегатов, узлов и деталей; – полная или частичная замена изоляции, футеровки; – выверка и центровка оборудования; – послеремонтные испытания.

Для выполнения капитального ремонта на предприятии должны иметься ТУ на каждое наименование ремонтируемого оборудования.

Техническое обслуживание электрооборудования

Повышению надежности работы электрооборудования в процессе эксплуатации в значительной степени способствует правильная организация и своевременнее проведение технического обслуживания (ТО) в полном объеме. Основной задачей ТО является поддержание электрооборудования в работоспособном состоянии. Работы по ТО проводят на месте установки электрооборудования.

Техническое обслуживание электрооборудования подразделяют на производственное и плановое. Производственное ТО включает в себя эксплуатационное обслуживание, которое проводится персоналом, обслуживающим электрифицированные рабочие машины и механизмы (очистка и осмотр до начала и после окончания работы, управление, контроль за работой), и дежурное обслуживание, выполняемое дежурными электромонтерами (производство отключений и переключений, устранение мелких неисправностей, проведение необходимых регулировок). При плановом ТО электрооборудование очищают, проверяют, регулируют, смазывают и при необходимости заменяют недолговечные, легкосъемные детали (щетки, пружины и др.).

Проведение ТО позволяет своевременно обнаруживать и устранять неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электрооборудования, или причины, которые могут вызвать неисправности. Таким образом, в своей основе техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, направленным на обеспечение работоспособности электрооборудования и предупреждение возникновения и развития неисправностей. При обнаружении во время проведения ТО неисправностей, устранение которых требует разборки электрооборудования или применения специального оборудования, решается вопрос о необходимости проведения ремонта (текущего или капитального).

Плановое ТО, независимо от формы эксплуатации, проводится согласно заранее составленному графику, через строго установленные периоды работы электрооборудования. Наибольшая эффективность планового ТО достигается в том случае, когда периодичность и состав работ, выполняемых при каждом таком обслуживании, в наибольшей степени соответствуют конструктивным особенностям электрооборудования, его техническому состоянию, режимам работы и другим условиям эксплуатации.

Некачественное и несвоевременное проведение ТО снижает работоспособность электрооборудования, увеличивает расходы на проведение ремонтов и повышает себестоимость продукции, выпускаемой с помощью электрифицированных машин и установок.

При ТО электротехнический персонал сталкивается с необходимостью поиска неисправностей для определения причин отказов и восстановления работоспособности электрооборудования. Поиск неисправностей сравнительно простого по конструкции электрооборудования не вызывает особых трудностей. Признаки и способы поиска основных неисправностей электрооборудования, широко применяемого в народном хозяйстве, помещены в параграфе 1 данной главы. Для выявления причин неисправности сложного электрооборудования и сложных электрических схем рекомендуется составлять алгоритмы поиска, в которых указывается наиболее рациональная последовательность выполнения операций. Эта последовательность обеспечивает минимальные затраты времени и средств для проведения поиска.

Для поиска неисправностей наиболее распространены способы последовательного функционального анализа, половинного разбиения и вероятностно-временной.

Способ последовательного функционального анализа основан на определении основных функций контролируемого электрооборудования или схемы. Путем проверки функциональных параметров отыскивают отклонения и устанавливают отказавший элемент. Этот способ достаточно прост, нагляден, однако последовательность поиска неисправности не оптимальна.

Для электрооборудования с последовательным соединением элементов часто применяют способ половинного разбиения. Согласно этому способу вначале определяют элемент, разделяющий объект контроля примерно на две части, вероятности возникновения отказа которых примерно одинаковы. Затем в неисправной половине объекта вновь находят элемент, разделяющий эту половину на части с одинаковой вероятностью возникновения отказа. Такие операции проводят до тех пор, пока не обнаружат неисправный элемент.

Если функциональные элементы сложного объекта или схемы соединены произвольно, обычно применяют вероятностно-временной способ поиска неисправностей, информативной основой этого способа являются данные о вероятности отказов или безотказной работы элементов и затрачиваемое на их проверку время. Иногда используется отношение времени проверки элемента к вероятности его отказа или отношение вероятности безотказной работы к времени проверки. Для проведения ‘ поиска по структурной или электрической схеме электрооборудования строят функциональную модель, а затем составляют матрицу неисправностей. В верхней части матрицы обычно помещают перечень всех основных признаков неисправностей, а в строках — перечень причин отказов или отказавших элементов, изменение состояния которых может вызвать признаки неисправностей. Для элементов определяют время, затрачиваемое да проверку технического состояния, и вероятность отказа или безотказной работы.-Последовательность проверки элементов в соответствии с вероятностно-временным способом поиска неисправностей устанавливается по возрастанию отношения времени, затрачиваемого на проверку технического состояния элемента, к вероятности отказа этого элемента или по уменьшению отношения вероятности безотказной работы элемента к времени, затрачиваемому на его проверку. Поиск неисправности начинается с Проверки элемента, имеющего наименьшее отношение времени проверки к вероятности отказа или имеющего наибольшее отношение вероятности безотказной работы к времени проверки, и продолжается до тех пор, пока не будет найден отказавший элемент. Построенная таким образом программа обеспечивает минимальные затрату времени на поиск неисправности.

Ремонт электрической аппаратуры

Основными факторами, определяющими надежную работу электрических аппаратов, являются условия эксплуатации и электрические режимы их работы. Условия эксплуатации характеризуются значительными температурными колебаниями окружающего воздуха в диапазоне от -50 до +50°С и влажностью, которая иногда, достигает 95. 98%, наличием агрессивной среды (аммиака, рассола, дизельного топлива), значительной запыленностью окружающей среды, постоянной тряской и вибрацией. Большая часть неисправностей приходится на контактную группу.

Наиболее вероятными причинами нарушения контакта (замкнутого состояния) могут быть:

  • деформация контактных пружин;
  • износ контактов;
  • внешние механические воздействия (вибраций и удары);
  • окислительные процессы на поверхности;
  • загрязнение контактов;
  • нарушение регулировки;
  • подгар контакта.

От силы нажатия электрических контактов зависят износостойкость и срок их службы. Недостаточное нажатие контактов приводит к их перегреву и подгоранию, повышение температуры контактных платин способствует окислению контактирующих поверхностей, уменьшению пружинящих свойств отклоняющих пружин, к снижению физических свойств изолирующих материалов и уменьшению величины пробивного напряжения подводящих проводов.

Для контакторов, работающих с большими токовыми нагрузками, особое значение имеет контроль профиля контактов. Изменение профиля приводит к уменьшению контактируемой поверхности, что обусловливает повышение плотности тока по сечению контакта и вызывает их повышенный нагрев.

О неисправности контактора свидетельствует также сильное гудение и вибрация магнитной системы. Причиной гудения может быть:

  • плохое прилегание якоря к сердечнику;
  • повышенная жесткость контактных пружин;
  • наличие короткозамкнутых витков;
  • несоответствие характеристики катушки установленным нормам;
  • нарушение шихтовки магнитопровода.

Если гудение значительное, следует снять отпечаток прилегания якоря. Для этого на поверхность касания ярма кладут бумагу и включают контактор или реле. В случае выявления перекосов производится регулировка с помощью специальных болтов, а при необходимости – шлифование полюсов.

Тяговые катушки реле, магнитных пускателей и контакторов выходят из строя в результате перегорания или обрыва обмотки. Перегорание катушки вследствие перегрева или межвитковых замыканий устанавливается при испытании аппарата на стенде.

Поступившие в ремонт реле осматривают, проверяют на стенде и разбирают. Перед ремонтом электрическую аппаратуру очищают от пыли сжатым воздухом. Затем проверяют на стенде и контролируют состояние проводов внутреннего монтажа электроаппаратов. Провода с поврежденной, хрупкой или потрескавшейся изоляцией, а также обрывами жил заменяют новыми. Сопротивление изоляции проводов, проверенное мегомметром напряжением 500 В, должно быть не менее 1 МОм. На всех проводах восстанавливают маркировку в соответствии с обозначениями на монтажных схемах. Осматривают наконечники, негодные заменяют.

Электромагнитные катушки электрических аппаратов осматривают, при этом катушки, имеющие видимые повреждения изоляции, надломы или обрывы выводных концов, следы нагрева обмотки ремонтируют. Неисправную изоляцию заменяют, дефектные выводные концы перепаивают.

Катушки, имеющие обрыв или межвитковые замыкания, перематывают. Диаметр, марка и класс изоляции провода должны соответствовать обмоточным данным. Катушки наматывают на различных станках:

  • намоточных автоматах;
  • полуавтоматах;
  • ручных намоточных станках.

Намоточные автоматы имеют устройства, позволяющие укладывать обмоточный провод правильными рядами и изменять частоту вращения шпинделя, счетчики оборотов, устройство для регулирования натяга провода, необходимого для качественной намотки (при повышенном натяге возможен обрыв провода, врезание его между витками нижележащих слоев, а при недостаточном натяге – плохое заполнение обмоточного пространства). Намоточные автоматы дополнительно снабжены приспособлениями для прокладки изоляции между слоями, остановки станка при обрыве провода.

Полуавтоматы отличаются от автоматов отсутствием одного или нескольких приспособлений, например отсутствием приспособления для автоматической прокладки изоляции между слоями.

Ручные намоточные станки применяются при небольшом объеме ремонта. Технология намотки на станках определяется конструкцией катушки. Каркасные катушки наматывают на специальной оправке, имеющей форму внутреннего отверстия каркаса; оправку закрепляют в шпинделе станка. Бескаркасные катушки наматывают на разъемных шаблонах. Наружный контур шаблона определяется размерами катушки и толщиной наружной изоляции, укладываемой на катушку после снятия ее с шаблона.

После намотки производят пропитку и сушку обмоток. Катушки пропитывают, погружая их в изоляционный лак. Пропитка повышает электрическую прочность и уменьшает гигроскопичность изоляций, что увеличивает срок их службы. Перед пропиткой катушки сушат в течение 1. 4 часов при температуре 100. 105°С, затем погружают в лак и выдерживают в нем до окончания выделения пузырьков воздуха, но не менее 6 минут. Затем катушки выдерживают над ванной для стекания лака и помещают их в печь для просушивания. Для пропитки обмоточных проводов катушек, напряжения контакторов и магнитных пускателей рекомендуется использовать лак 88, а для верхнего покрытия – лак ГФ-92-ХС, для катушек напряжения реле автоматики – лак 92 и ГФ-92-ГС.

После ремонта катушки измеряют (определяют наружные размеры и сопротивление обмотки, которое не должно отличаться от паспортного более чем на 25%). В соответствии с действующими правилами на ремонт рефрижераторного подвижного состава для некоторых типов электрических аппаратов допускается отклонение омического сопротивления от номинального до 10%. Число разновидностей контакторов, магнитных пускателей и реле, используемых на рефрижераторном подвижном составе, достаточно велико, поэтому приведем технические данные наиболее распространенных типов реле и контакторов. Сопротивление обмоток реле РМН должно быть 18,2 Ом, РВМ –80 Ом, РХ95е – 51 или 700 Ом соответственно для катушек, изготовленных на напряжение 12 В, постоянного тока и 220 В переменного тока.

При сборке реле катушка должна быть надежно закреплена на магнитопроводе с помощью прокладок и листовых пружин, обеспечивающих тугую посадку катушки.

Основными узлами электрических аппаратов, которые в эксплуатации наиболее подвержены износу и выходу из строя, являются контактные соединения. В контакторах, магнитных пускателях и реле применяют различные типы контактов: пластинчатые, фасонных сечений и точечные. В электрических аппаратах с пластинчатыми контактами и фасонных сечений, рассчитанными на работу с большими токовыми нагрузками, осуществляют контроль профилей контактов. В процессе ремонта определяют динамометром силу контактного нажатия. Для этого полоску из бумаги прокладывают между подвижным контактом и его упором, затем с помощью петли из прочной нити зацепляют динамометр за подвижный контакт в месте соприкосновения контактов. Оттягивая подвижный контакт динамометром, устанавливают силу, при которой полоска бумаги свободно выходит из-под контактов (рис. 194, а), что соответствует начальному контактному нажатию, и вытягивается с усилием (рис. 194, б), что соответствует конечному контактному нажатию. Начальное и конечное нажатие должно соответствовать техническим данным для ремонтируемого электрического аппарата. Сила нажатия контактов реле должна быть 2. 3 Н.

Рис. 194 – Измерение начального (а) и конечного (б) контактного нажатия

Рис. 195 – Замена контактов у контакторов типа КД

При поломке каких-либо деталей, при полном износе контактных напаек и при износе подвижных и неподвижных деталей, когда наблюдается их значительные перекосы, блок-контакты заменяют.

Для замены неподвижных контактов у контакторов типа КД (рис. 195) необходимо снять дугогасительную камеру, отвинтить крепежный винт (1) и вынуть контактную перемычку (2), при замене подвижного контакта (3) вынуть из толкателя (4) пружину (5) и, поворачивая ее, свободно освободить контактную перемычку.

Силовые и блокировочные контакты, имеющие забоины и заусенцы, следы оплавления и нагара, зачищают надфилем, стальные и медные контакты – шлифовальной шкуркой № 00 или № 000. Посеребренные блокировочные контакты протирают мягкой тканью, смоченной в спирте или бензине.

Контакты можно восстанавливать путем наплавки. Силовые контакты наплавляют медью, блокировочные припоем ПСР45 или серебром. После наплавки проверяют правильность профиля и соединение контактной поверхности.

При установке блок-контактов необходимо обеспечить одновременность замыкания и размыкания мостикового блок-контакта, четкое (без задержки в каком-либо положении) перекидывание контакта и перекидного блок-контакта при отключении и включении контактора.

При сборке отремонтированных электрических аппаратов не разрешается подгибать детали; соприкасаемые поверхности, особенно в шарнирных соединениях, должны быть тщательно обработаны. Крепежные детали (винты, болты, гайки) должны быть зачищены от заусенцев, иметь исправную резьбу и покрытие наружных поверхностей в соответствии с чертежом (гальваническое, лакокрасочное и другое). На собранном аппарате выступающая часть винтов должна быть не менее 1. 2 ниток резьбы, но не более диаметра болта. Пружины должны иметь характеристики и размеры, указанные в чертежах. Растягивать пружины не допускается.

Неразмыкаемые соединения должны быть надежно соединены. При сборке винтовых соединений могут применяться тарированные (предельные) ключи, позволяющие производить затягивание болтовых соединений с заданным усилием. Особое внимание должно быть обращено на правильную установку и надежное крепление деталей контактного узла (неподвижных контактов, изоляторов и т. п.).

При монтаже дугогасительных устройств необходимо обращать внимание на тщательную сборку и установку их в аппарате. Дугогасительные камеры должны свободно надеваться на аппараты и надежно закрепляться; стенки, перегородки и другие детали не должны касаться подвижных частей аппарата.

Добавить комментарий