Ветвление программы

СОДЕРЖАНИЕ:

Ветвление программы

Ветвление программы

В языке Паскаль используется два оператора для реализации условных переходов — IF и CASE, а также оператор безусловного перехода GOTO. Они позволяют нарушить последовательный порядок выполнения инструкций программы.

Оператор условного перехода

Оператор условного перехода в Турбо Паскаль имеет вид:

условие — это логическое выражение, в зависимости от которого выбирается одна из двух альтернативных ветвей алгоритма. Если значение условия истинно (TRUE), то будет выполняться оператор 1, записанный после ключевого слова then. В противном случае будет выполнен оператор 2, следующий за словом else, при этом оператор 1 пропускается. После выполнения указанных операторов программа переходит к выполеннию команды, стоящей непосредственно после оператора if.

Необходимо помнить, что перед ключевым словом else точка с запятой никогда не ставится!

else — часть в операторе if может отсутствовать:

Тогда в случае невыполнения логического условия управление сразу передается оператору, стоящему в программе после конструкции if.

Следует помнить, что синтаксис языка допускает запись только одного оператора после ключевых слов then и else, поэтому группу инструкций обязательно надо объединять в составной оператор (окаймлять операторными скобками begin . end). В противном случае возникает чаще всего логическая ошибка программы, когда компилятор языка ошибок не выдает, но программа тем не менее работает неправильно.

Оператор выбора

Часто возникают ситуации, когда приходится осуществлять выбор одного из нескольких альтернативных путей выполнения программы. Несмотря на то, что такой выбор можно организовать с помощью оператора if .. then, удобнее воспользоваться специальным оператором выбора. Его формат:

выражение, которое записывается после ключевого слова case, называется селектором, оно может быть любого перечисляемого типа. вариант состоит из одной или большего количества констант или диапазонов, разделенных запятыми. Они должны принадлежать к тому же типу, что и селектор, причем недопустимо более одного упоминания вариантав записи инструкции case. Из перечисленного множества операторов будет выбран только тот, перед которым записан вариант, совпадающий со значением селектора. Если такого варианта нет, выполняется оператор, следующий за словом else (если он есть).

Оператор безусловного перехода

Помимо операторов условного перехода существует также оператор безусловного перехода goto. Формат:

Оператор goto переходит при выполнении программы к определенному оператору программы, перед которым находится метка. Метка должна быть описана в разделе описания меток той программы (процедуры или функции), в которой она используется. Нельзя перейти из одной процедуры или функции в другую.

Необходимо, чтобы в программе существовал оператор, отмеченный указанной меткой. Она записывается перед оператором и отделяется от него двоеточием.

Учтите! Само понятие структурного программирования и общепринятый стиль программирования на структурных языках НЕ ПРИВЕТСТВУЕТ применение меток и операторов перехода в программах. Это затрудняет понимание программы как автором, так и потребителями, кроме того, применение меток отрицательно сказывается на эффективности генерируемого кода.

Волгоградский государственный педагогический университет
Кафедра алгебры, геометрии и информатики

15 Алгоритмическая структура «ветвление». Команда ветвления.

Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других — другая.

Вся программа состоит из команд (операторов). Команды бывают простые и составные (команды, внутри которых встречаются другие команды). Составные команды часто называют управляющими конструкциями. Этим подчеркивается то, что эти операторы управляют дальнейшим ходом программы.

Оператор ветвления на Паскале (условный оператор)

Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция

IF THEN ELSE Если условие справедливо (ИСТИНА), то выполняются (стоящий между THEN и ELSE), а (стоящий после ELSE) будет пропущен. Если условие не справедливо (ЛОЖЬ), то игнорируются и выполняются .

IF — если, THEN — то, ELSE — иначе.

Неполная форма оператора выглядит следующим образом:

Если условие справедливо, то программа выполняет тот оператор, который стоит после ключевого слова THEN и дальше руководствуется обычным порядком действий. Если условие не справедливо, то оператор, стоящий после THEN не выполняется, и программа сразу переходит к обычному порядку действий. Конструкция IF. THEN позволяет в зависимости от справедливости условия либо выполнить оператор, либо пропустить этот оператор. Условия — в них используются следующие операторы сравнения:

Ветвления в Pascal.

Ветвления в Паскаль позволяют выполнять действия не поочередно, как мы делали в предыдущих программах, а в зависимости от каких — либо условий. Для этого в языке программирования Pascal предусмотрены различные условные операторы. В данном уроке мы рассмотрим как задаются ветвления в Паскаль с помощью конструкции IF. THEN.

Формат записи оператора If имеет 2 формы: неполную (If..Then) и полную (If..Then..Else).

Конструкция If..Then.

В строке №7 мы вводим с клавиатуры какое-нибудь число.

В строке №8 записываем оператор If, который проверяет условие о том, что значение переменной «A» (т.е. введенное нами число) больше либо равно 0. Если это условие выполняется (т.е. если введенное нами число больше либо равно 0), тогда должно выполняться действие, которое следует за словом Then. У нас за словом Then следует строка №9, которая выводит на экран сообщение. Запомните, что после слова Then точка с запятой не ставится.

После запуска программы вводим какое-нибудь число, например 5 и нажмем Enter.

Если мы попробуем ввести отрицательное число, то сообщение на экран не выводится. В Паскале есть возможность осуществлять те или иные действия (например, выводить на экран сообщение) при не выполнении условий. Для этого используется конструкция If..Then..Else.

Конструкция If..Then..Else.

В отличии от предыдущей задачи, здесь у нас появилось новое слово Else (строка №10). Это слово в конструкции If..Then..Else говорит программе, что делать, если условие не выполняется.

Строка №8. Если «A» больше либо равно 0, тогда выводится сообщение в строке №9.

Строка №10. Записывается слово Else, которое означает, что в противном случае (т.е. если «A» не больше и не равно 0) должно выполняться действие, следующее за словом Else. У нас за словом Else выводится на экран сообщение в строке №11. Запомните, что перед Else и после Else точка с запятой не ставится.

Записываем программу в Паскале, запускаем и вводим какое-нибудь положительное число (например, 5).

Снова запускаем программу и вводим отрицательное число (например, -5)

Ветвления и циклы

Ветвление (условная инструкция) — это конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды или набора команд только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из нескольких команд (наборов команд) в зависимости от значения некоторого выражения.

Цикл — это разновидность управляющей конструкции, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций.

В основе ветвления и отдельных циклов лежат логические операторы сравнения, определяющие необходимость выполнение следующих строк кода или перехода к другим.

Операторы сравнения

Большинство операторов сравнения применимы к числовым значениям. Всё это бинарные операторы, имеющие два числовых аргумента, но возвращающие логическое значение.

  • > оператор «больше»
  • >= оператор «больше или равно»
  • = 0

При построении программ с несколькими подряд идущими операторами ветвления необходимо учитывать следующее правило: оператор else относится к последнему оператору if. Например, рассмотрим фрагмент программы:

Если необходимо нарушить этот порядок (т.е. ветвь else отнести к первому оператору if), то необходимо второй оператор if включить в составной оператор прямой ветви первого оператора if:

В программировании часто встречается необходимость создания каскадных операторов ветвления. Синтаксис такой структуры имеет вид :

Многовариантное ветвление, оператор switch

Конструкция if else может оказаться неудобной, если вы стоите перед необходимостью сделать выбор из нескольких вариантов. Оператор switch обеспечивает ясный способ переключения между различными частями программного кода в зависимости от значения одной переменной или выражения. Общая форма этого оператора такова:

Выполнение кода начинается с метки case, соответствующей значению выражения choice, и продолжается до следующего оператора break или конца оператора switch. Если ни одна метка не совпадает со значением переменной, выполняется раздел default, если он предусмотрен.

Заметим, что метка case должна быть целочисленной. Нельзя проверять строки. Все значения case должны быть уникальными литералами. Если в двух операторах case будут одинаковые значения, то транслятор выдаст сообщение об ошибке.

Отметим, что оператор default необязателен. В случае, когда ни один из операторов case не соответствует значению выражения и в switch отсутствует оператор default выполнение программы продолжается с оператора, следующего за оператором switch.

Если case не заканчивается оператором break, то после текущего раздела case будет выполняться следующий. Иногда бывает удобно иметь в операторе switch несколько смежных разделов case, не разделенных оператором break.

Циклы java

В java существует два типа циклов:

  • цикл типа «пока» — while и do…while
  • типа «n-раз» — for (инициализация; условие; итерация)

Первый тип «пока» предназначен для повторения какого-то действия до тех пор, пока выполняется некоторое условие. Пример: увеличивать значение переменной на 3 до тех пор, пока оно не станет трёхзначным.

Второй тип «n-раз» предназначен для повторения каких-то действий заранее известное количество раз. Пример: найти факториал числа 6.

Циклы while и do…while

Оператор while повторяет указанные действия до тех пор, пока его выражение имеет истинное значение.

Синтаксис цикла while

Пример вывода в консоль значений массива :

Условие необходимости повторения цикла проверяется перед каждым шагом цикла, в том числе перед самым первым.

Java предлагает также возможность использования цикла с постпроверкой условия. Для его записи используется конструкция из операторов do…while.

Следующий цикл будет выполнен 4 раза, и в консоль будет выведено «1 2 3 4 »:

Тело цикла do…while выполняется по крайней мере один раз. Этот оператор удобно использовать, когда некоторое действие в программе нужно выполнить по крайней мере единожды, но при некоторых условиях придётся повторять его многократно.

Цикл for

Оператор for содержит три параметра : параметр инициализации, параметр повторения, параметр итерации.

Синтаксис цикла for

В первом параметре определяют переменную, с помощью которой будет подсчитываться количество повторений цикла. Её называют счетчиком. Счётчику задают некоторое начальное значение (указывают, начиная с какого значения он будет изменяться). Во втором параметре указывают некоторое ограничение на счётчик, т.е. до какого значения он будет изменяться. В третьем параметре указывают выражение, изменяющее счётчик после каждого шага цикла. Обычно это инкремент или декремент, но можно использовать любое выражение, где счётчику будет присваиваться некоторое новое значение.

Представленная программа выводит в консоль значения массива :

В одном цикле можно задавать сразу несколько счётчиков. Для этого необходимо несколько выражений в итерации и в инициализации разделять запятыми. Условие повторения можно задавать только одно, но оно может быть выражением, содержащим сразу несколько счётчиков.

Представленный код выведет в консоль такую последовательность «0 -1 -4 -9 -16 -25»

Прерывание цикла, break

Для досрочного прерывания цикла необходимо использовать оператор break. При этом происходит моментальный выход из цикла; текущий шаг не будет завершен. Т.е. если после break присутствовали какие-то ещё операторы, то они не выполнятся.

Примеры прерывания циклов :

Прерывание цикла, continue

Для прерывания цикла можно использовать оператор continue. В отличие от оператора break, который прерывает цикл, оператор continue прерывает только текущий шаг цикла и передает управление в начало цикла.

В примере при значении s равном 25 очередная итерация цикла будет прервана и управление будет передано в начало цикла.

Если оператор continue используется в цикле for, то он передаст управление оператору увеличения счетчика цикла.

IT Памятка

Чтобы не забыть и впоследствии освежить память

Условные операторы в С++, ветвление программы

Использование условных операторов if и переключателя switch.

В языке С++ существуют 2 способа для ветвления программы. Это оператор if и switch.

Условный оператор if

Условный оператор используется в двух форматах: с применением и отсутствием альтернативной части (else).

Общий вид операторов if:

Пример логического оператора if.

Важно:

При использовании операторов ветвления программы (if, else), несколько существенных особенностей, дающих наибольшее число ошибок:

  • в языке Си результатом логической операции служит целое число, любое целое число, не равное 0, интерпретируется как истина;
  • поразрядные (битовые) логические операторы: & , | , ^ ,

;

  • логические операторы: && , || , ! ;
  • логическое выражение после слова if обязательно должно быть в круглых скобках; выражение перед альтернативной частью (else) должно заканчиваться точкой с запятой;
  • оператор проверки на равенство обозначается двойным знаком «равно (==)», а проверка на неравенство – «восклицательный знак равно(!=)».
  • Условный оператор switch

    Общий вид операторов switch:

    switch (переменная)

    Пример оператора switch.

    Работающий пример по этой теме можно посмотреть здесь.

    Diplom Consult.ru

    Для того чтобы программы на С# были более гибкими, используются операторы перехода (операторы ветвления). В С# есть два типа ветвления программы: безусловный переход и условный.

    Кроме ветвлений, в С# также предусмотрены возможности циклической обработки данных, которые определяются ключевыми словами: for, while, do, in и foreach. Эти операторы обсудим в последующих уроках. Пока рассмотрим несколько способов условного и безусловного перехода.

    Безусловный переход осуществляется двумя способами.

    Первый способ — это вызов функций. Когда компилятор находит в основном тексте программы имя функции, то происходит приостановка выполнения текущего кода программы и осуществляется переход к найденной функции. Когда функция выполнится и завершит свою работу, то произойдет возврат в основной код программы, на ту инструкцию, которая следует за именем функции. Следующий пример иллюстрирует безусловный переход с использованием функции:

    static void Main()

    Console.WriteLine(«Метод Main. Вызываем метод Jump. «);

    Console.WriteLine(«Возврат в метод Main.»);

    static void Jump()

    Console.WriteLine(«Работает метод Jump!»);

    Откомпилируйте и запустите программу. Вы увидите результат ее

    Метод Main. Вызываем метод Jump.

    Работает метод Jump!

    Возврат в метод Main.

    Программа начинает выполняться с метода Main() и осуществляется последовательно, пока компилятор не вызовет функцию Jump(). Таким образом, происходит ответвление от основного потока выполняемых инструкций. Когда функция Jump() заканчивает свою работу, то продолжается выполнение программы со следующей строки после вызова функции.

    Второй способ реализации безусловного перехода можно осуществить при помощи ключевых слов: goto, break, continue, return или throw. Дополнительная информация об инструкциях goto, break, continue и return будет рассмотрена чуть позже. Об инструкции throw будет отдельный урок.

    Условный переход можно реализовать в программе с помощью ключевых слов языка: if, else или switch. Такой переход возможен только при условии, если он является истинным.

    if. else оператор

    if. else — это оператор ветвления, работа которого определяется условием. Условие оператора анализируется инструкцией if. Если условие верно (true), то выполняется блок инструкций программы, описанных после условия.

    if ( expression ) statement 1

    Такой вид этого оператора вы можете найти в документации по С#. Он показывает, что работа условного оператора определяется булевым выражением (выражение, которое имеет значение true или false) в круглых скобках. Если значение этого выражения истинно, то выполняется блок инструкций statement1. Если же выражение ложно, произойдет выполнение блока инструкций statement2. Необходимо заметить, что вторая часть оператора (else statement2) может не указываться. Если инструкций в блоках statement1 или statement2 больше одной, то блок обязательно нужно брать в фигурные скобки.

    static void Main()

    int valueOne = 50;

    //устанавливаем второе значение больше первого

    int valueTwo = 5;

    if ( valueOne > valueTwo )

    Console.WriteLine («valueOne: больше чем valueTwo: «, valueOne, valueTwo);

    Console.WriteLine(«valueTwo: больше или равно valueOne: «, valueTwo, valueOne);

    //устанавливаем первое значение больше второго

    if ( valueOne > valueTwo )

    Console.WriteLine(«valueOne: больше чем valueTwo: «, valueOne, valueTwo);

    //делаем значения одинаковыми

    if (valueOne == valueTwo)

    Console.WriteLine ( «valueOne и valueTwo равны: == «, valueOne, valueTwo);

    Операторы сравнения: больше чем (>), меньше чем ( valueTwo) является истинным и на экране появится строка:

    valueOne: 50 больше чем valueTwo: 5

    Во втором операторе if условие осталось прежним, но значение valueTwo уже изменилось на 50. Поэтому условие оператора (valueOne > valueTwo) является ложным и результат не будет отображен на экране.

    Последний оператор условия проверяет равенство двух значений (valueOne == valueTwo). А поскольку перед этим мы приравняли две переменные, то результат проверки будет истинным. И на экране появится информация:

    valueOne и valueTwo равны: 50==50

    Результатом работы программы будет следующая информация:

    valueTwo: 50 больше или равно valueOne: 5

    valueOne и valueTwo равны: 50==50

    Вложенные операторы условия

    Для обработки сложных условий возможно вложение условных операторов в блоки инструкций других условных операторов. Например, вам необходимо оценить рабочую температуру воздуха в офисе и выдать сообщение пользователю.

    Если значение температуры больше 21° и меньше 26°, то температура находится в пределах нормы. Если же температура равна 24°, то выдается сообщение о том, что рабочий климат оптимален.

    Есть много способов написать такую программу. Приведем пример, иллюстрирующий один из способов, в котором используется вложенность оператора if. else:

    static void Main( )

    if (temp 21) истинное и выполнится следующая проверка. Во втором операторе происходит проверка на попадание значения температуры в верхний предел (26°). Значение temp равно 24, значит, условие (temp 1; i—)

    for (int j = i-1; j > 1; j—)

    //если существует делитель с нулевым остатком

    //сбрасываем флаг IsPrimeNumber = false;

    // если не нашлось ни одного делителя

    //с нулевым остатком-то число простое

    Console.WriteLine(« — простое число», i);

    Программа выполняет поиск всех простых чисел от 2 до 100. В программе используется два цикла for. Первый цикл перебирает все числа от 100 до 2. Заметьте, именно от 100 до 2, а не наоборот. Переменная i инициализируется значением 100 и затем уменьшается на 1 с каждой итерацией. Второй цикл перебирает все числа от i до 2. Таким образом, второй цикл будет повторяться 99 + 98 + 97 + . + 3+2 раз. То есть первый раз он выполнится 99 раз, второй — 98 и т. д. В теле второго цикла проверяется выполнение условия: делится ли число i на число j без остатка (i%j == 0). Если это условие верно, то число i нельзя отнести к разряду простых. Следовательно, флажок, определяющий число как простое, устанавливается в false. По окончании работы вложенного цикла проверяется условие — не установился ли флажок, определяющий число как простое, в false. Если нет, то число является простым, и на экран выводится соответствующее сообщение.

    В данной программе происходит выполнение всех описанных действий внутри цикла. А что если программа уже отнесла число к разряду не простых чисел? Зачем в этом случае продолжать проверку на существование нулевого делителя? В этом нет необходимости. Это лишь дополнительная загрузка ресурсов программы. Для того чтобы прервать выполнение вложенного цикла, вы можете воспользоваться инструкцией break. Для этого необходимо изменить код второго цикла так, как показано ниже:

    for(int j = i-1; j > 1; j—)

    //если существует делитель с нулевым остатком

    ветвление программы

    Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .

    Смотреть что такое «ветвление программы» в других словарях:

    Электроника Д3-28 — … Википедия

    Subversion — У этого термина существуют и другие значения, см. Subversion (игра). Subversion Логотип Subversion Тип централизованная … Википедия

    SVN — Subversion Логотип Subversion Тип система управления версиями Разработчик CollabNet, Inc. Написана на C … Википедия

    SubVersion — Логотип Subversion Тип система управления версиями Разработчик CollabNet, Inc. Написана на C … Википедия

    Svn — Subversion Логотип Subversion Тип система управления версиями Разработчик CollabNet, Inc. Написана на C … Википедия

    Микроархитектура — Схема, иллюстрирующая место микроархитектурного уровня в многоуровневой структуре компьютера. В компьютерной инженерии … Википедия

    Оператор ветвления — (условная инструкция, условный оператор) оператор, конструкция языка программирования, обеспечивающая выполнение определённой команды (набора команд) только при условии истинности некоторого логического выражения, либо выполнение одной из… … Википедия

    Деловые шахматы — Рис. № 1. Общий вид партии в деловые шахматы … Википедия

    Sed — (от англ. Stream EDitor) потоковый текстовый редактор (а также язык программирования), применяющий различные предопределённые текстовые преобразования к последовательному потоку текстовых данных. Первоначально был написан как UNIX утилита… … Википедия

    Парадигма — (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… … Энциклопедия инвестора

    MIPS (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. MIPS. MIPS (англ. Microprocessor without Interlocked Pipeline Stages) микропроцессор, разработанный компанией MIPS Computer Systems (в настоящее время MIPS Technologies) в соответствии… … Википедия

    Урок 8. Блок-схема оператора if

    В предыдущих уроках мы рассмотрели наиболее простой, линейный тип алгоритмов. Напомню, что всего существует три типа: линейные, разветвляющиеся и циклические (алгоритмы с повторениями). В этом уроке я расскажу вам о втором типе алгоритмов — об алгоритмах с ветвлениями.

    Ветвления

    Ветвление – это команда алгоритма, в которой делается выбор, выполнять или не выполнять какую-нибудь группу команд в зависимости от условий.

    Ветвление используется в двух случаях:

    1. Когда требуется пропустить определенную команду или группу команд.
    2. Когда нужно записать выбор тех или иных действий в зависимости от условия.

    В блок-схеме условие ветвления изображается в ромбе, из которого обязательно выходят ДВЕ стрелки – первая (стрелка «Да») указывает на команды, которые будут выполняться в случае, если условие соблюдено; вторая (стрелка «Нет») – на команды, которые будут выполнены, если условие не соблюдено. Даже если команда, на которую указывает одна из стрелок (Чаще всего «Нет») отсутствует, стрелка все равно имеет место быть.

    Алгоритм с ветвлением, представленный в виде блок-схемы.

    В словесной формулировке запись ветвления выглядит так:

    Реализация ветвления в Паскаль.

    Как же реализовать ветвление в Паскаль? Проще, чем вы думаете:
    if then else

    Запомните! Перед else никогда не ставят точку с запятой!

    Давайте поговорим об условии выбора. Понятно, что этологическое выражение. Если оно является правдой, то выполняется главная ветвь, если ложь, то боковая ветвь.

    Задачи из блока if.

    Рассмотрим несколько задач из сборника М.Э.Абрамяна «1000 задач по программированию».

    If1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае не изменять его. Вывести полученное число.

    В данной программе даже не надо реализовывать боковую ветвь.

    If2. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; в противном случае вычесть из него 2. Вывести полученное число.

    If3. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1; если отрицательным, то вычесть из него 2; если нулевым, то заменить его на 10. Вывести полученное число.

    Для того чтобы решить эту задачу мы должны использовать вложенный if.

    Мы работаем в PascalABC.NET. Только в этой СР есть возможность написать а -= 2.

    If5. Даны три целых числа. Найти количество положительных и количество отрицательных чисел в исходном наборе.

    If30. Дано целое число, лежащее в диапазоне 1–999. Вывести его строку-описание вида «четное двузначное число», «нечетное трехзначное число» и т. д.

    Вот и все! Не забывайте кликать по кнопочкам и добавлять наш сайт в закладки!

    Конструкция ветвления в C++ — урок 3

    Встречаются ситуации, когда программе нужно выбрать, какую операцию ей выполнить, в зависимости от определенного условия.

    К примеру, мы вводим с клавиатуры целое число. Если это число больше десяти, то программа должна выполнить одно действие, иначе — другое. Реализуем этот алгоритм на C++ с помощью конструкции ветвления.

    Если вы запустите эту программу, то при вводе числа, меньшего десяти, будет выводиться соответствующее сообщение.

    Если введенное число окажется большим, либо равным десяти — отобразится другое сообщение.

    Оператор if

    Оператор if служит для того, чтобы выполнить какую-либо операцию в том случае, когда условие является верным. Условная конструкция в С++ всегда записывается в круглых скобках после оператора if .

    Внутри фигурных скобок указывается тело условия. Если условие выполнится, то начнется выполнение всех команд, которые находятся между фигурными скобками.

    Пример конструкции ветвления

    Здесь говорится: «Если переменная num меньше 10 — вывести соответствующее сообщение. Иначе, вывести другое сообщение».

    Усовершенствуем программу так, чтобы она выводила сообщение, о том, что переменная num равна десяти:

    Здесь мы проверяем три условия:

    • Первое — когда введенное число меньше 10-ти
    • Второе — когда число равно 10-ти
    • И третье — когда число больше десяти

    Заметьте, что во втором условии, при проверке равенства, мы используем оператор равенства — == , а не оператор присваивания, потому что мы не изменяем значение переменной при проверке, а сравниваем ее текущее значение с числом 10.

    • Если поставить оператор присваивания в условии, то при проверке условия, значение переменной изменится, после чего это условие выполнится.

    Каждому оператору if соответствует только один оператор else . Совокупность этих операторов — else if означает, что если не выполнилось предыдущее условие, то проверить данное. Если ни одно из условий не верно, то выполняется тело оператора else .

    Если после оператора if , else или их связки else if должна выполняться только одна команда, то фигурные скобки можно не ставить. Предыдущую программу можно записать следующим образом:

    Такой метод записи выглядит более компактно. Если при выполнении условия нам требуется выполнить более одной команды, то фигурные скобки необходимы. Например:

    Данная программа проверяет значение переменной num. Если она меньше 10, то присваивает переменной k значение единицы. Если переменная num равна десяти, то присваивает переменной k значение двойки. В противном случае — значение тройки. После выполнения ветвления, значение переменной k выводится на экран.

    Хорошенько потренируйтесь, попробуйте придумать свой пример с ветвлением. Когда поймете, что поняли эту тему, можете смело приступать к следующему уроку.

    Turbo Pascal. Разработка программ, содержащих оператор ветвления

    Все познается через труд, через преодоление ошибок (собственных), через процесс решения задач. С.Окулов. “Основы программирования”

    Изучение программирования и языков программирования, таких как Basic, Pascal, C++, Delphi и др. является неотъемлемой частью информатики. С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи, решить которые в стандартных пользовательских программах невозможно. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.

    Программирование – одна из самых традиционных тем в информатике. В течение всего периода преподавания информатики методика преподавания тем “Алгоритмика”, “Программирование” претерпела значительные изменения. Это связано с уменьшением количества уроков, отводимых на изучение этой темы в старших классах, но требования к уровню усвоения знаний и умений этого раздела программы по информатике нисколько не изменились, так как он остается основой фундаментальных знаний по предмету. Часто при изучение программирования целью становится — демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Времени на более глубокое изучение, на самостоятельное решение задач практически не остаётся. Но все — таки необходимо изыскать все возможности, чтобы преподавание темы “Программирование” оставалось на достаточном теоретическом и практическом уровне. Это возможно и за счет построения моделей в среде программирования при изучении темы “Моделирование”, и за счет внеклассных занятий по информатике — работы кружка “Основы программирования”.

    Считаю наиболее целесообразным начинать изучение программирования с языка Паскаль. Язык Паскаль был создан в 1971 году Никлаусом Виртом как учебный язык. Основной принцип заложенный в нем – это поддержка структурной методики программирования. Большим плюсом при выборе языка программирования в пользу Паскаля, является и то, что русскоязычный Алгоритмический язык и Паскаль очень похожи, поэтому освоив первый, даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при составлении программ, могут действовать “по образцу”.

    Изучение базового курса информатики в нашей школе начинается с 8 класса, поэтому в календарное планирования в 8 кл. включены темы “Алгоритмика”, “Программирование”. За основу взят учебник С.М. Окулова “Основы программирования”. Данное учебное пособие позволяет построить занятия с максимальным использованием компьютера на занятиях, и при этом формируется определенный стиль мышления. Из нехватки времени алгоритмизацию, и язык программирования осваиваем параллельно.

    При изучении данной темы в среднем звене возникают определенные трудности:

    • дети еще недостаточно подготовлены (отсутствует необходимая теоретическая подготовка детей по математике и физике и др.);
    • ученики считают, что информатику можно знать без темы “Программирование”, хотя значимость темы никто не отрицает;
    • ученики еще не сделали для себя выбор в профессиональной подготовке и не уверены, что занятия программированием им необходимы.

    Больше внимания уделять программированию в старших классах заставляет и ЕГЭ. Экзамен по информатике в основном выбирают выпускники, ориентированные на получение высшего профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий. А что бы учащиеся имел отметку “4” или “5” ему необходимо сделать часть 2, которая включает задания по теме “Алгоритмика и программирование” и задания части 3, направленные на проверку сформированности важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. В этой части также проверяются умения на повышенном и высоком уровне сложности по теме “Технология программирования”.

    Учитель должен помнить, что изучать программирование необходимо:

    • с целью фундаментализации курса информатики. Одним из фундаментальных принципов работы информатики является принцип программного управления компьютера. Понять его невозможно, не зная, что такое программа для ЭВМ;
    • любой школьный предмет должен выполнять наряду с образовательной, развивающей, воспитательной функцией должен выполнять и профориентационную функцию. Программирование является важнейшей профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.

    Тип урока: урок изучения новых знаний и их первичное закрепление.

    1. Дидактическая: способствовать осознанию и осмыслению новой учебной информации;
    2. Образовательная:
    • сформировать представление о принципе работы условного материала
    • сформировать навыки программирования в среде TP
    1. Развивающая:
    • формирование ИКТ- компетентности;
    • развитие алгоритмического мышления.
    1. Воспитательная: способствовать формированию партнерских отношений в классе.
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний и умений.
    3. Мотивация. Сообщение темы цели и темы урока.
    4. Объяснение нового материала.
    5. Первичное закрепление нового материала
    6. Выполнение заданий.
    7. Рефлексия.
    8. Итог урока.

    Ход урока

    Основное содержание учебного материла Деятельность учителя Деятельность ученика
    1. Организационный момент
    Проверяет готовность к уроку. Раздает карточку — заданий. Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.
    1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
    Презентация. Слайд 1.

    Ученики дают подробные пояснения к ответам. Читает задание

    Какие числа относятся к типу

    1. Исправь ошибки в программе

    Program 2 pr;
    Var b,s: real;
    Begin
    Writeln (Введите числа b и с)
    Readln( b,c);
    A=b+c;
    Write ln ( ‘a=’,a);
    End.

    1. Запиши на языке программирования следующее математическое выражение:
    1. Переведите запись с языка программирования Паскаль на математический язык

    Sqrt(x)*3 – (a+2)/b Ученики выполняют задания, ответ записывают в путевой лист.

    1. Program pr;
      Var a, b,s: real;
      Begin
      Writeln (‘Введите числа b и с’);
      Readln( b,c);
      A=b+c;
      Write ln ( ‘a=’,a);
      End.
    2. SQR(x) +2*x*y –SQR(y)
    3. 3*x 2 —
    Работа с интерактивной доской. Приложение 1 (Приложение можно взять у автора). Ученики выходят к доске, выполняют задание, делают пояснения. Проверка задание. Работа в паре. Меняются с соседом тетрадями. Оценивают работу.
    1. Мотивация целеполагание. Сообщение темы урока.
    Показ презентации. (Слайд 2), ученики дают подробные пояснения к ответам.
    1. Задает вопросы:
    • Для решения какой задачи составлена программа.
    • Приведите пример, когда программа не будет работать. Объясните почему?
    • Можем ли мы изменить программу, что бы она была верной для любых чисел.
    • Почему?
    1. Предлагает определить тему урока и сформулировать цель.
    1. Отвечают на вопросы.
    • Данная программа составлена для решения квадратного уравнения.
    • Программа не будет работать при D y. Если это отношение при текущих значениях x и y справедливо (принимает значение true), то для исполнения должен выбираться оператор z:=x; в противном случае для исполнения должен выбираться оператор z:=y (при x=y безразлично, какой оператор выполнять, так что выполнение оператора z:=y в этом случае даст правильный результат).

      Для задания подобного рода разветвляющихся вычислительных процессов в языках программирования существуют условные операторы. Рассмотрим полный условный оператор Паскаля: If b then S1 else S2;

      Здесь if (если), then (то) и else (иначе) являются служебными словами, В – логическое выражение, а S1 и S2 – операторы.

      Посмотрите на слайд. Программа для решения какой задачи составлена? Подчеркните условный оператор.

      Ученики слушают, делают записи в тетрадях. Показ слайда 5.

      При формулировании алгоритмов весьма типичной является такая ситуация, когда на определенном этапе вычислительного процесса какие-либо действия надо выполнить только при выполнении некоторого условия, а если это условие не выполняется, то на данном этапе вообще не нужно выполнять никаких действий. Простейшим примером такой ситуации является замена текущего значения переменной х на абсолютную величину этого значения: если x =0, то текущее значение х должно остаться без изменений, т.е. на данном этапе вообще не надо выполнять каких-либо действий.

      В подобных ситуациях удобна сокращенная форма записи условного оператора в Паскале: if B then S;

      • Отвечают на вопросы учителя.
      • На экран выводится наибольшее из двух чисел.
      • Дают пояснения к программе на слайде.
      1. Первичное осознание и осмысление нового материала

      Показ презентации. Показ слайда Выполните задания:

      1. Запишите условный оператор, в котором значение переменной с вычисляется по формуле: a+b, если а нечетное и a*b, если а четное.
      2. Запишите условный оператор, который вычисляет значение функции:
      1. Решите задачу. Вывести на экран наибольшее из трех чисел.
      • Составляют программу
      • Проверяют, дают пояснения.
      1. Применение полученных знаний.
      Слайд 10.

      Работа с интерактивной доской. Приложение 2. (Приложение можно взять у автора) Учитель предлагает задания.

      1. В начале урока мы рассматривали программу для решения квадратного уравнения. Можем ли теперь её решить теперь?
      2. Какое будет значение будет принимать переменная х?

      A:=5; b:=4; c:=3;
      If a>b then x:=a+b
      Else begin
      A:=b+c; x:=a-3*b;
      End.

      A:=9; b:=8; c:=2;
      If (a>b) and (b>c) then x:=2*a+b+c
      Else begin
      A:=b+c; x:=a-3*b;
      End.

      A:=1; b:=4; c:=8;
      If (a c) then x:=5*a-b
      Else
      x:=4*a*b;
      End.

      a:=7; b:=3; c:=6;
      If (a c) then x:=4*a-b*a
      Else x:=a-b;
      End.

      a:=53; b:=14;
      If a b then x:=a*b else x:=a;
      End.

      Да. Теперь мы знаем, как можно записать условный оператор на Паскале.

      Каждый электрик должен знать:  Диэлектрические перчатки назначение, правила применения, испытание
    Добавить комментарий