Виды освещения в интерьере, саду и на производстве


СОДЕРЖАНИЕ:

Освещение в интерьере. Основные правила.

Большинство дизайнеров придает огромное значение освещению, считая свет своеобразным языком интерьера. Потому что неправильное использование света способно полностью исказить все архитектурные замыслы, и даже самый изысканный дизайн не сможет спасти целостность общей картины.

В то же время, именно с помощью грамотного использования света, пространство наполняется объемом, цветом и фактурой, создается настроение, которое, при желании, можно сделать таинственным или радостным, расслабляющим или, наоборот, мрачным. И даже один и тот же предмет будет смотреться по-разному, если его осветить с разных ракурсов.

Как достичь зрительного комфорта

Достижение зрительного комфорта — одна из главных задач освещения в интерьере. Однако этот процесс достаточно сложный и включает несколько важных моментов. Существует несколько светотехнических параметров, без которых зрительный комфорт невозможен. Это и оптимальная освещенность и принцип гармоничного распределения яркости освещения, используя основные поверхности в помещении.

Немалое значение имеет тенеобразование и правильная цветопередача. Но главное, —каждый из перечисленных параметров призван обеспечить решение не только функциональных, но и эстетических задач, в зависимости от предназначения освещаемого помещения.

С другой стороны, в оформлении интерьера определенную роль играет и эмоциональность человека. Привычные приемы оформления жилья уже порядком поднадоели, а взамен пришла потребность в необычном, праздничном и эмоционально насыщенном интерьере. В таких ситуациях нередко используются необычные идеи, оригинальность которых и способствует возникновению сногсшибательного эффекта.

Искусство освещения в интерьере

Правильное освещение интерьера сродни высокому искусству, не зря его называют театральным искусством. Дело в том, что театральное действо как раз и заключается в правильном наборе светоподачи, ведь появление света в нужный момент и в нужном месте обеспечивает ту эмоциональную гамму отклика зрителя, на которую рассчитывает режиссер.

Примерно по такому же принципу действует освещение и в жилых помещениях. Правильно созданные световые сцены не только высвечивают различные зоны, но и разграничивают их.

Особенно в использовании художественных возможностей света нуждается современное частное жилье. Таким образом достигается сразу несколько задач. Во-первых, многоплановость света — залог функциональности, а во-вторых, позволяет возместить недостатки, которые неизбежно возникают при естественном освещении.

Как правило, естественное освещение зависит от квартирной планировки, поэтому трудно поддается изменениям. А вот искусственное освещение можно корректировать сколько угодно. Вплоть до того, что установив на потолке большие светильники можно сымитировать солнечный свет или компенсировать его нехватку.

Возможности искусственного освещения

Пользуясь неограниченными возможностями искусственного освещения, дизайнеры способны на такие проекты, которые, на первый взгляд, кажутся невозможными. К примеру, если лампы расположить рядом с плинтусом, а их лучи направить на стены, то освещение комнаты будет рассеянным.

А если источники освещения потолка сделать разноцветными и скрыть, то получится такой же эффект, как в театре или цирке. Современные технологии позволяют использовать оптоволоконные материалы, благодаря которым спектр осветительных возможностей стал еще шире.

К примеру, в последнее время появилось множество вариантов использования в освещении космической тематики. Земля и разбросанные по потолку звезды, подсвеченные точечными светильниками, создают иллюзию настоящего звездного неба. Этот эффект можно еще больше усилить с помощью отражающих поверхностей.

Разновидности искусственного освещения

Один из популярных приемов в освещении считается использование комбинаторности. Для этого в одном помещении применяют несколько световых групп, каждая из которых выполняет определенную функцию. К примеру, точечное освещение периметра комнаты способствует зрительному выделению стен, в то же время установка на стенах бра вполне может заменить центральное освещение в помещении.

Для создания эффекта контрастности нередко используются галогеновые лампы, а для разноуровневых пола и потолка идеально подходит параллельная подсветка, с помощью неоновых ламп.

Для многих дизайнеров свет уже давно стал своеобразным материалом, который позволяет вывести освещение на совершенно новый уровень. Недавним изобретением в этой области стало появление мебели из светящегося материала. Такого результата удалось достичь благодаря использованию акриловых панелей, в которые были встроены диоды, излучающие свет.

Учитывая, что срок эксплуатации полупроводниковых диодов составляет 100 000 часов, то при их использовании, в среднем по 10 часов в день, общее время службы составит 27 лет. При этом диоды способны обеспечить 16 миллионов цветовых оттенков, открывая совершенно фантастические возможности для полета дизайнерской фантазии.

Способы применения искусственного освещения в интерьере

Разнообразить интерьер помещений с помощью света можно и собственными силами, не прибегая к услугам профессионалов. К примеру, один из доступных вариантов — установка светящихся точек в столешницу.

Для этого необходимо приобрести нужное количество лампочек с программным включением, распределить их на поверхности внутри рамы, верх рамы закрыть стеклом, а шнур вывести через боковой проем. Получится очень праздничная и веселая столешница, с управляемой подсветкой.

Еще один способ украшения интерьера, — использование зеркальной подсветки. Самостоятельная установка такой подсветки отличается простотой: достаточно встроить лампочную гирлянду в металлический профиль и использовать его, в качестве рамы для любого домашнего зеркала.

Возможности света неограниченны, а их значение трудно переоценить. Свет — неотъемлемая часть праздничной атмосферы, достичь которой можно с минимальными усилиями, просто установив в помещении дополнительные источники света.

К примеру, таким способом можно оживить прихожую. Традиционно, прихожая освещается лишь потолочным светильником и настенным бра. Но, если обычное верхнее освещение заменить на необычное нижнее, эффект будет потрясающий.

Также можно разнообразить освещение ванной комнаты. И для этого совсем необязательно покупать новомодные ванны, украшенные лампочками. Достаточно установить несколько дополнительных скрытых светильников, чтобы ванная комната мгновенно преобразилась, наполнилась воздухом, а все предметы в помещении приобрели черты невесомости.

При желании, используя возможности освещения, любой, даже самый обычный интерьер, можно превратить в изысканный и особенный. Но при этом главное не забывать о чувстве меры. Чрезмерное использование осветительных приборов может вызвать обратный эффект и стать причиной напряженности.

Психологи утверждают, что свет способен формировать настроение. А хорошее настроение и самочувствие возможно только при условии полной гармонии в интерьере, и световой, в том числе.

Какие бывают виды освещения? Обзор основных видов источника света их классификация и нюансы применения (видео + 125 фото)

Роль освещения в жизни человека значительна. Ни для кого не секрет, что большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Для того, чтобы глаз человека мог без труда различать те или иные объекты требуется освещение.

Краткое содержимое статьи:

Классификация по направлению распространения света

  • Общее освещение предназначено для равномерности распределения световых лучей
  • Рассеянное освещение помещения получается за счет прохождения лучей света сквозь абажур или плафон
  • Локальное или, как его еще называют, направленное освещает конкретную зону
  • Отраженное освещение возникает при отражении световых лучей от стен и потолка
  • Смешанное освещение есть использование сразу нескольких типов, описанных выше.

Классификация по происхождению

По природе происхождения освещение делится на два основных вида — естественное и искусственное. Под естественным освещением подразумевается солнечное в дневное время суток или ночное лунное.

Кроме своей основной функции солнечные лучи просто незаменимы для здоровья человека.

К сожалению, лунного свечения недостаточно для получения полной видимости, поэтому он в расчет не берется, а в вечернее и ночное время суток прибегают к искусственному.

Естественное освещение бывает боковым, верхним и комбинированным. Освещение, проникающее через оконные проемы, называют боковым.

Верхнее освещение возникает при проникновении солнечных лучей сквозь окна на потолке.

Если дом наполняется солнечным светом сквозь боковые и верхние окна, говорят о комбинированном освещении.

Нормирование освещения измеряют посредством коэффициента естественной освещенности.

Необходимость в искусственном освещении возникает в вечернее или ночное время суток, в пасмурную погоду, в условиях слабого естественного освещения или его отсутствия.

Так в ванных комнатах в квартирах многоэтажных домов нет окон, значит единственным способом освещения выступает искусственное.

Виды искусственного освещения

Искусственное освещение бывает общим, местным, комбинированным и аварийным. Общее освещение

Этот вид освещения характеризуется равномерным распределением света на территории заданного пространства. Для его осуществления источники света располагают равноудалено друг от друга.

Источником общего освещения также являются люстры, однако, ни о какой равномерности освещения в этом случае речи нет.

Местное освещение

Местное освещение является дополнением к общему, помогает создать дополнительную видимость в определенных зонах: освещение письменного стола или зоны готовки на кухне, подсветка картины в музее или зеркала у туалетного столика.

Посредством грамотной организации местного освещения можно создать атмосферу в комнате, подчеркнуть предметы интерьера.

Комбинированное освещение

Чаще всего освещение помещений подразумевает одновременное использование общего и местного видов, поскольку решает абсолютно все функциональные задачи.

Аварийное освещение

Используется этот тип освещения в качестве подстраховки других в местах, где временное отсутствие света способно привести к травмам у человека.

Типы освещения. Освещение естественное и искусственное

Освещение является неотъемлемой и довольно важной составляющей современного интерьера. При помощи света можно управлять формой и цветом предметов, зрительно увеличивать или уменьшать пространство. Грамотно подобранное и размещенное осветительное оборудование способно придать помещению определенное настроение и стилистику. При этом нужно учитывать не только эстетическое, но и функциональное назначение освещения.Для начала, рассмотрим основные типы освещения.

Естественное освещение

Естественное освещение – освещение созданное естественным путем, то есть солнцем (это могут быть как прямые солнечные лучи, так и отраженный свет) и проникающее через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Помещения с постоянным пребыванием людей должны, как правило, иметь естественное освещение.

Естественное освещение подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное (верхнее с боковым), в зависимости от расположения световых проемов во внешних стенах или крыше.

Максимальная освещенность от солнца – 100000 люкс, минимальная определяется ночью при полной луне и ровна – 0,1 люкс. Считается, что наиболее благоприятна для человека освещенность в 200 люкс.

Очень часто потребители путают люмены и люксы. Подробнее о переводе ватт в люксы и люмены в этой статье.

Совмещенное освещение

Совмещенное освещение — освещение, при котором недостаточное по нормам естественное освещение дополняется искусственным. Расчет и нормы освещенности в жилых и общественных помещениях есть в этой статье.

Искусственное освещение

Искусственное освещение – освещение созданное искусственными источниками света. Может быть общим, местным (локальным) или комбинированным.

Для создания общего освещения, его еще называют «верхний свет», светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение). Общее освещение в интерьере объединяет все пространство в единое целое и по своей интенсивности должно приближаться к естественному.

Местное освещение (или локальное) — освещение, создаваемое светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на освещаемых поверхностях. Такие островки света придают помещению декоративность и могут использоваться при зонировании.

Комбинированное освещение — освещение, при котором к общему освещению добавляется местное. На практике чаще всего используется именно этот тип.

Искусственное освещение так же подразделяется на рабочее, аварийное, охранное и дежурное.

Рабочее освещение — освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) в помещениях и в местах производства работ вне зданий. Рабочее освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения транспорта.

Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное. Освещение безопасности — освещение для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.

Эвакуационное освещение — освещение для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении нормального освещения.

Дежурное освещение — освещение в нерабочее время.

Освещение интерьера и световой дизайн

Только при помощи грамотной организации и расстановки светового оборудования одно и то же помещение может видоизменяться в течение дня, не требуя кардинальной перепланировки и ремонта

Восприятие формы во многом зависит от направления падающего на нее света. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление. Рельеф предметов воспринимается благодаря градациям перехода от света к тени, называемых светотенью, а также посредством контраста света и тени.

Роль освещения в интерьере

Только при условии достаточной освещенности мы можем определить реальный объем предмета или сооружения. Если же контрасты отсутствуют, то человеческий глаз воспринимает форму как силуэт.

В современных жилых интерьерах сейчас стало модным использование рельефов на стенах и потолках помещений. Чтобы усилить впечатление от задуманного, необходимо тщательно продумать расположение этих рельефов относительно источника света.

Создание системы освещения может до неузнаваемости изменить привычный интерьер квартиры. Только при помощи грамотной организации и расстановки светового оборудования одно и то же помещение может видоизменяться в течение дня, не требуя кардинальной перепланировки и ремонта. Чтобы создать или улучшить световую среду дома, предварительно нужно проанализировать стандартное световое оборудование вашего жилого пространства, количество естественного света и только после этого продумать необходимые дополнения и изменения.

Учет естественной освещенности здания и организация искусственного освещения интерьеров входят в число средств создания комфортных условий для проживания. Нужно стремиться к рациональному использованию дневного света. В южных широтах необходима защита от излишка солнечных лучей, в северных, наоборот, следует максимально обеспечить доступ естественного освещения.

При проектировании интерьера важно учитывать особенности физиологии зрения человека. Нормальная работа глаз возможна только в комфортной визуальной среде с хорошо продуманным освещением. Искусственный свет, как и дневной, влияет на наше настроение и эмоции. Плохое освещение в доме — это не только испорченное зрение: при недостаточном освещении может возникнуть состояние угнетенности, а иногда и депрессии. Но в то же время и при очень ярком, ослепляющем свете быстро наступает утомляемость, что также создает дискомфорт и приводит к потере зрения.

Существуют три основных вида искусственного освещения: прямое, направленное и рассеянное (равномерное).

* Прямое освещение обеспечивают светильники с открытыми для глаз источниками света: всевозможные люстры, бра, торшеры, плафоны, точечные светильники — так называемое «звездное небо».

* Светильники второй группы используют отраженный от стен или потолка свет. В подвесных потолках источники света скрываются за ребрами перекрытия или экранами-отражателями, карнизами, отсюда их название: скрытый свет.

* К третьему типу мы относим светящиеся потолки, имитирующие дневной свет. В этом случае лампы встраиваются под перекрытием и закрываются матовым стеклом.

Сами источники света делятся на лампы накаливания, галогенные, дневные и так называемые люминесцентные лампы. У каждого вида — свой спектр.

— В лампах накаливания присутствуют желтые цвета, а в лампах дневного света — голубые. Галогенные лампы наиболее близки по своему спектру солнечному свету.

— По мощности галогенные лампы на первом месте, они также и наиболее экономичны.

— Лампы накаливания уступают галогенным по своим параметрам, но они дешевле.

— Лампы дневного света применяются в жилых интерьерах сейчас все чаще, в основном для подсветки потолка или стен.

Большую популярность получили сегодня низковольтные осветительные системы, состоящие из шин, по которым идет ток, трансформатора и галогенных светильников. Шинопровод позволяет перемещать светильники вдоль направляющих и тем самым изменять потоки света.


Световой дизайн

Архитектура и дизайн в данном случае решают одну из главных задач — организацию комфортного для проживания пространства. Только архитектура ставит на одно из первых мест композиционную задачу: при помощи различных источников света (направленных, скрытых или рассеивающих) создать ощущение нового пространственного решения интерьера, выделить главное, поставить нужные акценты. Дизайн же, скорее, решает конструктивную и эстетическую проблемы: какими должны быть форма светильников и источников света, их цвет и пространственные характеристики, а также технология и материалы, используемые для их изготовления.

Вот с этих двух позиций мы и рассмотрим, как можно решить проблему света в интерьере.

При помощи света мы можем организовать нужное для нас пространство. Но сначала необходимо понять, что мы хотим получить в результате. Например, если мы имеем небольшую по площади и высоте квартиру, конечно же, нам хочется сделать ее просторней. Раздвинуть стены или приподнять потолок мы не в состоянии, остается использовать иллюзорные особенности цвета и света. Такую возможность предоставляет нам скрытый свет.

При использовании приема скрытого освещения светильники прячутся за какой-нибудь архитектурной деталью: карнизом, колонной, капителью, подвесной частью потолка или выступающим рельефом стены. Сам источник света невидим для глаз, и только свечение дает представление о его характеристиках. Такие подсветки бывают равномерными и точечными. При точечном освещении каждое световое пятно имеет четкие границы. При равномерном освещении все потоки света сливаются в единое пятно. Размеры светового пятна зависят от мощности и формы светильников.

Если подсветить потолок по периметру комнаты лампами дневного света, спрятанными в карниз или за выступ стены, можно добиться эффекта парящего потолка. Возникает ощущение отрыва потолка от стен, проникновения воздуха и естественного света, что приводит к зрительному увеличению высоты стен комнаты. Цвет ламп должен быть в этом случае нейтрального или холодного оттенка.

«Раздвинуть» стены можно также при помощи встроенного света. Только теперь световой поток нужно направить равномерно вниз по стене: освещенные поверхности стен как бы раздвинутся в стороны. И в этом случае желательно использовать лампы с нейтральным или холодным спектром.

Если же нам нужно удлинить помещение, то выделять светом и цветом необходимо только одну стену, опять же используя холодный спектр. Вообще нужно всегда помнить, что теплые цвета приближают, а холодные — зрительно удаляют предметы. Поэтому добиться обратного эффекта — уменьшения расстояния — возможно, вводя теплую цветовую гамму и интенсивную подсветку удаленной стены.

Каждый электрик должен знать:  Устройство взрывозащищенных светильников

Если нет необходимости менять размеры пространства помещения, а хочется только внести в него ощущение воздушности естественного освещения, то здесь понадобится скрытый свет с более естественным спектром, например от галогенных светильников: их равномерное распределение по всей длине карниза, потолка или стены, куда они будут спрятаны, поможет достичь эффекта сливающихся в единую линию потоков света.

Модный ныне прием подсветки пола тоже из ряда скрытого света. Светильники располагаются в углублениях ниже уровня пола и закрываются стеклянной противоударной плиткой. При этом возникают удивительные иллюзии невесомости и парения, эфемерного пространства, отрыва стен от пола, или образуется световая преграда для продвижения. Такие приемы при грамотном их использовании помогут создать индивидуальный и неповторимый интерьер дома.

Кроме создания архитектурных иллюзий, скрытый свет используется как постоянный элемент интерьера в помещениях, требующих равномерной освещенности, например в кабинетах. В спальных комнатах применение мягкого, равномерного, не слепящего освещения — наилучший выход для создания комфортной обстановки, помогающей расслабиться и полноценно отдохнуть.

Интересен прием светящегося потолка. В этом случае свет исходит из спрятанных за стеклянными витражами люминесцентных или галогенных ламп. Такая конструкция потолка позволяет создать ощущение верхнего естественного света, а также зрительно увеличить высоту помещения, снять тяжесть низких перекрытий. Особенно это актуально для темных (без окон) тесных помещений прихожих, ванных комнат и кухонь. В зависимости от того, какие формы придать членениям такого потолка и какое стекло применить (цветное, рифленое, молочное или прозрачное), получатся различные варианты оформления. Можно имитировать форму светового фонаря, положив под наклоном поверхности стекол, можно вставить цветные стекла в хромовые или позолоченные направляющие, что придаст интерьеру классический или современный оттенок, можно решить светящийся потолок чисто в хай-тековском авангардном стиле.

Еще одним вариантом использования скрытого света являются подсветки ниш, рабочих поверхностей кухни, емкостей для хранения, гардеробов и всевозможных шкафов. В последнем случае используются полупрозрачные стеклянные двери. Подсветка встраивается внутрь такого шкафа сбоку или сверху, а иногда и снизу. И обычный гардероб или шкаф становится одновременно и своеобразным светильником, освещающим спальную комнату или кухню. Это очень эффектный прием, позволяющий к тому же по-новому посмотреть на привычные вещи и окружающее пространство.

Подсветки в нишах используются в архитектурной практике довольно часто и относятся к зональному освещению. Оно может быть как парадным, так и интимным, в зависимости от того, что поставлено в нишу и в какой комнате она расположена.

Часто скрытая подсветка используется для выделения отдельных предметов интерьера: картин, скульптур, ваз, книжных полок и т. п. Фокусируя внимание на конкретных предметах, скрытый свет помогает приглушить фон, сгладить форму и цвет деталей интерьера, сосредоточить взгляд на главном.

При установке скрытого света освещать можно только хорошо отделанную поверхность без трещин и других изъянов, так как такое освещение моментально подчеркнет все дефекты.

Следующим моментом в проектировании будет согласованность всех остальных видов светильников с продуманным скрытым освещением.

Традиции устройства света в интерьере имеют две ярко выраженные тенденции — американскую и европейскую.

— Американская предполагает использование большого количества отдельных светильников, торшеров, бра, благодаря которым создается общий рассеянный фон и зонирование помещений. Можно включать попеременно свет то в одной части комнаты, то в другой или использовать все освещение. Такой способ придает индивидуальность помещению и, что немаловажно, позволяет сэкономить деньги, по необходимости используя тот или иной источник освещения.

— Европейская традиция подразумевает наличие крупных люстр, расположенных обычно по центру потолка. В нашей действительности мы применяем совмещенный тип освещения: верхний свет люстры, настенные бра и напольные торшеры.

Для организации интерьерного пространства дома важно правильно использовать разные способы освещения: точечное, направленное, рассеянное и скрытое.

Необходимо четко представить себе, в каких зонах и на каком уровне расположить светильники. Большего эффекта удается достичь, располагая светильники разной интенсивности на разных уровнях. Если в гостиной объединены несколько зон: столовая, кухня и зона отдыха, то световая композиция скорее всего может включать в себя парадное верхнее освещение в виде люстры, скрытый свет в виде подсветки по периметру, спрятанной в карнизе, а также точечный свет, настенные бра, торшер. Главное в такой ситуации — правильно распределить все виды освещения.

Начнем с кухонной зоны

Обеденную зону желательно выделить подвесным светильником, расположенным над серединой стола. Лучше повесить его достаточно низко, чтобы при выключенном основном свете такой подвесной светильник создавал освещенный круг, объединяющий сидящих за столом членов семьи.

Над рабочей зоной кухни хорошо встраивать в потолок или в верхнюю часть кухонной мебели точечные светильники с галогенными лампами или лампами накаливания. Распределять их можно равномерно по всей длине кухонного гарнитура или в местах, наиболее важных для процесса приготовления пищи и мытья посуды. Наиболее удачное расстояние между точечными светильниками составляет от 600 до 800 мм при их диаметре не меньше 50 мм. Если в подсветке используется так называемое «звездное небо» (маленькие, 20—30 мм в диаметре, галогенные светильники), то допускается значительно меньшее расстояние между лампочками. Лампы дневного света можно применить для низкой подсветки мойки и рабочей поверхности стола. В этом случае расстояние от светильника до столешницы определяется высотой подвеса верхних шкафов. Возможно встраивать точечные светильники в полочку с вытяжкой.

Во многих домах сейчас принято устраивать барные стойки, совмещенные с кухонной мебелью или стоящие отдельно. В том и другом случае необходима подсветка. Можно встроить точечные светильники в потолок над барной стойкой, можно низко или на разных уровнях установить подвесные светильники, сочетая их по размеру, стилю и цвету с другими применяемыми в данном помещении светильниками.

В больших по площади кухнях-столовых для увеличения освещенности можно использовать скрытый свет или светящийся потолок.

В зоне отдыха

Будет уместно совместить скрытый свет в карнизах под потолком с люстрой и бра. При встрече гостей или во время праздничных событий включается все освещение, при этом создается особенное торжественное настроение. В моменты отдыха можно задействовать скрытую подсветку, которая создаст равномерное, рассеянное, приятное для глаз освещение, или включить торшер и бра. Главное при таком многообразном и многоцелевом освещении — соблюсти стилевое и цветовое единство дизайна светильников. Нежелательно применять разностилевые осветительные приборы. Исключения составляют интерьеры, включающие в себя коллекционные и антикварные элементы.

Для спальни

Как мы уже отмечали ранее, подходит скрытый свет, точечные светильники, бра и ночные лампы. Верхний свет люстры не очень уместен в комнате для сна, хотя традиционно он всегда использовался в наших домах в «приглушенном» виде (абажуры, плафоны).

В кабинетах

Интенсивность света должна регулироваться. В таком помещении светильники обычно сосредоточены над рабочим местом. Добиться необходимого расслабления помогают настенные бра и торшеры. Люстра здесь неуместна, а вот стеклянный светящийся потолок с цветным витражом и галогенной подсветкой будет не только освещать, но и украшать рабочий кабинет.

Ванные комнаты и санузлы

Также могут иметь три уровня света. Верхний свет для них обязателен, особенно при больших площадях ванных комнат. Точечные встроенные в потолок светильники с матовыми плафончиками помогут рассредоточить свет по всему объему ванной комнаты. Подвесной светильник может быть любой формы, но обязательно следует закрыть его плафоном, лучше в виде «таблетки» или «тарелки» с одной или несколькими лампами накаливания. Для удобства зеркало над раковиной освещают с двух сторон или сверху специальными закрытыми бра или галогенной подсветкой. Естественно, при выборе светильников нужно придерживаться одного стиля. Сейчас выпускаются комплекты светильников для ванных комнат различных модификаций, форм и цвета.

В детских комнатах

Потолочный светильник необходим, так как он хорошо освещает пол и стены. Лучше выбрать светильник с несколькими лампами и матовыми рассеивателями. Открытых ламп в детской лучше избегать. Исключением могут стать настольные лампы с галогенными источниками света. Хороши для интерьера детских и шинопроводы с галогенными лампами, закрытыми яркими рассеивателями в виде различных фигурок.

Прихожая

Является визитной карточкой квартиры или дома. Конечно же, свет в этом помещении должен соответствовать по стилю и дизайну свету всей квартиры в целом и иметь хотя бы два уровня. Верхний свет может быть представлен подвесным светильником и скрытым освещением, уместны и точечные встроенные светильники. Бра хорошо смотрятся при достаточно большой площади прихожей. Если же ваша прихожая совсем маленькая, какие мы можем повсеместно встретить в наших многоквартирных жилых домах, то лучше применять верхний рассеянный свет или светящийся потолок, имитирующий дневной свет.

Вообще, в малогабаритных квартирах при низком потолке должны использоваться подвесные, плоские светильники, максимально приближенные к потолку, или шинная система освещения. Лучше избегать больших низковисящих люстр в центре комнаты. Светильники желательно рассредоточить по всей комнате с учетом их функциональной значимости. Если же никак не хочется расстаться с любимой хрустальной люстрой, то советуем обратиться к специалисту-электрику: может быть, ему удастся уменьшить размер подвеса.

После того как вы определились с источниками света в вашей квартире и со всевозможными композиционными вариантами освещения, важно проделать расчет нагрузки, создаваемой вашей светотехнической аппаратурой, точно разместить все приборы и светильники на плане дома или квартиры.

Для этого возьмите план своей квартиры, расставьте на нем значками (условными обозначениями) все светильники, какие вы запланировали. Каждому светильнику присвойте номер.

Начнем с прихожей. Посередине потолка установим кружок, пересеченный крестиком, — это значок потолочного подвесного светильника, поставим номер 1. На стене плана, там, где нам необходимо установить выключатель, рисуем знак — половинку кружка с Г-образной черточкой — это будет условное изображение выключателя, присвоим ему ту же цифру 1.

Мы показали, что у нас подвесной светильник в прихожей включается от данного выключателя. И так по всей квартире. Для расстановки бра на стенах примените свои условные обозначения и присвойте им свои номера.

Таким образом, вы создадите план освещения своей квартиры. Внимательно просмотрите его и сделайте вывод, достаточно ли тех светильников, какие вы предусмотрели. Посчитайте, сколько света они дадут в каждой комнате. Проверьте, как включаются ваши осветительные приборы. Иногда можно несколько одинаковых небольших по мощности светильников включать одновременно, то есть от одного выключателя.

Так как установка скрытой электропроводки, розеток и выключателей, как правило, требует специальных знаний и не может быть выполнена самостоятельно, советуем обратиться за помощью к специалистам.

Современные требования к освещению интерьеров помещений

В последнее время в свете появилось не мало публикаций с определениями и нормами, которые должны быть применимы к освещению. Было проведено много исследований, целью которых было просчитать необходимые и достаточные параметры освещения при самых обычных условиях. Результаты данных исследований предназначались для улучшения качества освещения тех помещений, которые являются рабочими в общественных зданиях. Несмотря на то, что выявленные светотехнические параметры, которые характеризуют качество освещения, увеличились в количестве, не наблюдается единой точки зрения на то, какие из них и каким образом должны быть применены на практике. Сложно также обеспечить соответствие визуальных наблюдений и полученных результатов расчета.

Свет действует по-разному на человеческий организм, поэтому очень важно учитывать широкий круг вопросов, а не ограничиваться уже существующими нормами и правилами, при проектировке искусственного освещения. Например, человек, который работает в офисе и занимается дома, имеет одинаковые требования к освещению своего рабочего места, поскольку сложность зрительного процесса будет одинакова. Из этого следует, что одинаково созданные рабочие места, которые похожи и внешне, будут изрядно утомлять, ввиду того, что создают эффект «продленного» рабочего дня.

Для того чтобы избежать этого дискомфорта, при сохранении всех норм освещения, эргономика предлагает разнообразить рабочие мест, как на работе, так и дома. Учеными многих стран, которые вплотную заняты проблемой освещения, было установлено что, в общем, время, в течение которого человек активно трудится, составляет более девяти часов в сутки. А, поскольку, современный человек значительную часть суток проводит в искусственно созданной среде с искусственным освещением, нужно выбрать подходящий способ освещения для создания самых оптимальных условий работы (чтобы, по-минимуму утомляться и по-максимуму быть работоспособным).

Люди, которые занимаются проектированием интерьеров (светотехники, архитекторы) несут ответственность за зрительную информацию, что получает человек в помещении. Проведенные результаты психологических тестов показывают, что для человека вреден как недостаток этой информации, так и ее избыток. В этом случае важнейшей задачей светотехников есть обобщить и сформулировать принципы и методы освещения общественных зданий, а также создать такие условия освещения рабочего интерьера, чтоб работающий человек как можно дольше перебывал в работоспособном виде и меньше уставал.

Нормирование осветительных установок имеет много параметров и исходит от тщательных исследований. Данные исследования определяют зависимость условия освещения на зрительную работоспособность. Одним из данных параметров является освещенность, которую с легкостью можно поддать измерению. Зрительная работоспособность – это некоторая зависимость, которая показывает, с какой скоростью и надежностью зрительный анализатор может выполнить работу определенной сложности.
Для того, что бы выбрать нужный уровень, их классифицируют за: технико-экономическими показателями, субъективной оценкой наблюдателей и видимостью данного объекта.

Все эти критерии важны, но за частую выбирают зрительную работоспособность, и в некоторых случаях составляют с утомлением. Насчитывается множество работ, которые описывают влияние света на работоспособность зрительного анализатора. Для того, что бы спроектировать осветительную установку, необходим параметр – регламентируемое значение освещенности, от которого надо отталкиваться. Наиболее часто регламентируют освещенность в плоскости, где находится объект различения. Иногда эту плоскость делают условной на уровне 0,8 метра от пола, она должна быть горизонтальна, и полностью совпадать с рабочей поверхностью.

Если брать нормирование, которое используется в общественных зданиях, то в данном случае регламентируется меньшая освещенность, исходящая от общего освещения. И иногда в отдельных случаях можно ввести местное освещение. По данным последней статистики, зачастую указывают диапазоны значений освещенности. Эти диапазоны дают обеспечить оптимальные, или близкие к ним уровни освещенности, при различных особенностях установок и экономических возможностях. Для точной проектировки, высококвалифицированному специалисту, нужно учитывать массу параметров.

Основными из них являются: назначение исследуемого помещения, какое оборудование в нем находится, характеристику работ, которые будут вестись, время, которое будет затрачено на выполнение тех или иных работ.

Еще во времена СССР академическими институтами были произведены исследования, которые показали, что для рабочих мест с административным уклоном (письмо, чтение) оптимальная освещенность рабочей поверхности должны быть не ниже 500 лк. Этот уровень является нижней границей освещенности, но есть и верхний уровень освещенности для данного помещения, который не должен превышать 1000 лк.

Зачастую, указывают допустимую неравномерность освещенности в помещении. Если привести пример по нормам Нидерландов или британскому кодексу, то данная величина высчитывается как отношение Емин./ Емакс. Данное соотношение должно быть равным или превышать 0,7. Существует еще пространственная освещенность, которую давно также регламентируют. И если обратиться опять к британскому кодексу, то видно, что в нем существует понятие — средней сферической (скалярной) освещённости. Что же касается отечественного нормирования, то тут регламентируется средняя цилиндрическая освещённость. От освещенности, в данных случаях, зависит выполнение определенной работы с определенной сложностью. Если же говорить об освещении интерьера, то тут необходимый известный уровень пространственной освещённости.

Ранее было принято разделять характеристики освещенности на количественные и качественные. Но в нынешнее время очень редко используют такое разделение, так как основа показателя качества – насыщенность помещения светом, которая в свою очередь определяется уровнем пространственной освещённости. Основным требованием качественного освещения, которое официально нормируется, является качественное обеспечение зрительной работоспособности.

По проведению многочисленных исследований, во многих странах мира, были сформированы рекомендации, которые являются наиболее обоснованными. Выше было сказано, что в основном ранее нормы освещенности устанавливались только для выполнения зрительных задач определенной сложности. Требования, которые выставлены к уровням и равномерности освещенности, а также прямой блёскости определены довольно давно. Но если взять административные здания, то основной задачей в освещенности остается отражение блёскости. Все связано с тем, что блики, которые попадают на бумагу, снижают видимость из-за падения контраста.

Существует много разногласий в требованиях к освещению. Не однозначными являются мнения и в регламентации объективных светотехнических величин, которые определяют освещенность. С каждым днем происходит расширение научных исследований, и как следствие возникновение разногласий в том, что необходимо глубже обосновывать светотехнические требования. На данный момент не достаточно всего лишь определения качества освещения, исходя из надобности обеспечения зрительной работоспособности. Основной характеристикой, которая напрямую воспринимается глазом, является яркость. Именно по этой причине основой исследований и регламентации показателей качества освещения является распределение яркости в поле зрения. Общую задачу для простоты можно поделить на две. Одна из них – ограничение прямой блёскости, а вторая – ограничение отраженной.

В тот момент, когда стали регламентировать показатель дискомфорта, сделали большой шаг вперед. Зрительным дискомфортом можно характеризовать напряженностью и неудобством. Эти факторы могут быть вызваны путем резкой различной яркости в освещенном пространстве. В случае если человек будет находиться в аналогичных условиях на протяжении длительного периода времени, у него появляется рассредоточение внимания, отвлечение, зрительное и общее утомление. На данный момент существует ряд математических решений, которые позволяют рассчитать показатель дискомфорта. Если обобщить все эти решения, то все они требуют абсолютное значение яркости блёского источника, размещение источника к линии зрения, его размер и, наконец, уровень яркости адаптации глаза. От определения данного уровня очень существенно зависит результат.

Проект СНиП включает в себя регламентацию показателя дискомфорта. Если снова вернуться к британскому кодексу, то в нем регламентируется функция показателя дискомфорта, которая именуется индексом блёскости. Но, как и в другом, в этом мнения специалистов расходятся. Многие считают не целесообразным регламентировать этот показатель. Все дело в том, что на их мнение не может быть обеспечено необходимое соответствие расчетов при прямом визуальном наблюдении и с использованием несложных методов расчета. Исходя из этого, провели масштабную экспериментальную работу при разработке норм в Германии DIN 5035. В результате эксперимента создали графики, которые определяют допустимую яркость светильников, и зависят от уровня освещенности, высоты подвеса и защитного угла.

Каждый электрик должен знать:  Выбор мощности электродвигателя для кратковременного режима работы

Из всех способов, которые были перечислены, ни один не ограничивает блёскость зеркальных бликов, которые отражены от объекта наблюдения или другого объекта, и могут быть размещены в поле зрения человека. В общих случаях дают рекомендации об установке светильников по отношению к предметам и рабочей поверхности. С точки зрения американских специалистов можно компенсировать снижение видимости, вызванное слепящей блёскостью, при помощи повышения уровня освещенности. Также они рекомендуют использовать призматические панели или панели, которые поляризуют свет и закрывают выходное отверстие светильника.

Но когда дело коснулось практики, то использование поляризующих панелей не стало целесообразным. Все из-за того, что стоимость светильников существенно выросла, а при этом световой поток снизился практически вдвое. При использовании призматической панели создастся кривая светораспределения. Данная кривая имеет название «Batswing» (крыло летучей мыши).

Данная кривая может обеспечить максимум силы света под углом 45° в плоскости поперечного сечение. При этом существенно снизиться максимальная сила света диффузного светораспределения, которой обладает светильник в плоскости продольного сечения. Кривая «Batswing» имеет достаточно широкое светораспределение с максимумом под углом около 50° в промежуточной плоскости. При углах до 30° к вертикали, данная кривая снизит появление отраженных бликов. Но, как и в прошлом случае, когда дело доходит до практики, универсальная эффективность панелей подводит. Одним из факторов является то, что повышается возможность появления бликов под углом 45°. А при размещении в помещениях с малой высотой и большими размерами, возможно повышение прямой блёскости.

При рассмотрении проекта СНиП видно, что абсолютное значение яркости ограничено в зависимости от размеров рабочей поверхности, в приложениях же даны общие советы по размещению светильников. Одним из советов является то, что при большом и среднем физическом контрасте между объектами, светящие поверхности светильников следует размещать так, чтобы их зеркальные отражения не находились в поле зрения работника».

Если все это учесть, то лучше всего применять комбинированную систему освещения (общее + местное). В случае не возможности размещения местного освещения, можно использовать локализированную установку светильников по отношению к оборудованию. Также делаются попытки ввести в регламент соотношение яркости поверхностей в интерьере. Одной из самых распространяемых была рекомендация соотношения по яркости фон и объект наблюдения. Если обратиться к номам Нидерландов, то видно следующие предложения: «Яркость объекта наблюдения непременно должна быть отличной от яркости окружающего фона не более чем троекратно, а от яркости периферии – не превышая десять раз». Очень похожие рекомендации можно встретить и в кодексах других стран.

Проводится много исследований, и на нынешний день однозначных числовых рекомендаций мало. Но в случае помещений, в которых выполняется конкретная зрительная работа, рекомендуют определенные значения яркости окружающего фона и периферии. В частности, если говорить о разнице в яркости потолка и стен, то яркость потолка на 20-30% должна быть больше яркости стен. Хотя эти данные обоснованы лучше всего, но и они не вызывают единогласное одобрение английских светотехников, которые аргументируют это что они весьма неопределенны.

При составлении нормативных документов были введены некоторые критерии, из-за попытки регламентировать качество освещения, при оценке восприятия интерьера в целом. Для того, что бы обеспечить нужную степень тенеобразования, рекомендовано, согласно, нидерландских норм, иметь соотношение горизонтальной и вертикальной освещенности, которая будет равна 4:1.

К сожалению, эта характеристика не совсем достаточна и не необходима для формообразующих теней. А если рассмотреть отечественные нормы, то в них ограничена пульсация светового потока. В результате, из-за плохой обоснованности критериев, из-за неоднозначных численных значений, проектирование осветительных установок, которые могут применяться в различных ракурсах, имеет серьезные трудности. Одной из них является обеспечение достаточной комфортности установки, притом, что бы она имела хорошие тенеобразующие свойства освещения.

В современных интерьерах его монотонность, что вызвано повышением яркости в поле зрения, что делается для удовлетворения требований зрительного комфорта. В результате вышесказанного мы видим, что нормативные документы пока не вполне обеспечивают оптимальных условий освещения. Критерии цветопередачи, которые были предложены нельзя считать достаточными, так как свет искусственно отделяется от цвета. Также совсем не учтены психологическое и биологическое воздействие света. Нет нигде путей, которые дали бы возможность удовлетворить все нормированные требования. В основном в новейших кодексах (США, Великобритания, Германия) есть нормы основных критериев и рекомендации, которые оговаривают ряд факторов в интерьерах конкретного предназначения. В случае определения оптимального варианта выполнения всех требований, можно положиться только на опыт проектировщика-светотехника, на его грамотность и квалификацию.

Сейчас оценка зрительного восприятия и создание оптимальных условий освещения являются очень актуальными вопросами и затрагивают очень широкие круги людей. По данным тематикам постоянно выходит масса научных работ и публикаций, эти вопросы изучаются во многих странах. Но, не смотря на такой спрос и интерес, результаты оказываются недостаточными.
Из-за того, что нет единой точки зрения. А все больше противоречий, а также из-за того, что нет оптимальной численной рекомендации, не возможно перейти с уровня рекомендаций до уровня обязательных требований. А не систематизированное разнообразие факторов очень усложняет простые инженерные расчеты, которые используются для проектировки осветительных установок. Для того, что бы охарактеризовать средний уровень проектирования можно привести публикации В.К.Ламсдена, в которых анализ 10000 проектов, выполненных в Англии. Далее приведены данные о квалификации авторов проектов.

Опытный инженер-светотехник — 150
Инженер-светотехник — 4020
Представитель промышленности — 2100
Потребитель, архитектор, подрядчик и т.п. — 3730
Если взглянуть на статистику, то мы видим, что на высоком уровне выполнены 150 проектов из 10000. А если посмотреть на проектировщика, то только 42% проектировались инженерами- светотехниками. Наверное, очень похожая ситуация и у нас. Лишь не большое количество осветительных установок проектируется опытными инженерами-светотехниками. Если посмотреть на расчет освещения интерьеров в общественных зданиях, то в данном случае расчет проводиться по среднему уровню горизонтальной освещенности. А что касается чертежей, то в них указывается приблизительное равномерное размещение светильников.

Во многих странах на практике проектирование далеко отстает от действующих норм. И не смотря на это, существует очень много осветительных установок, которые проектируются по последним научным исследованиям. В действительности надо усовершенствовать действующие нормы. Когда надо проектировать интерьер, должны совместно работать специалисты по свету, акустике и др. При проектировании освещения данного типа расширяется кругозор светильников, повышаются требования к оборудованию, которое используется. При всем этом меняется подход к решению вопросов освещения. Но остается много вопросов, на которые так и не получены пока конкретные ответы.

Одними из таких вопросов остаются – стоит ли совмещать искусственное и естественное освещение, что даст совмещение хорошего тенеобразования и равномерности освещённости всего помещения без превалирующих, под различными углами, световых потоков, какие вещи необходимы при перемене рабочего места. С каждым днем качества освещения пересматриваются. На данный момент только в английском кодексе есть рекомендации, которые направлены против монотонного равномерного освещения в административных зданиях, в которых высокий уровень освещения. На практике проектирование освещения предлагает разнообразие источников света и различных решений.

Субъективная оценка качества освещения набирает все большего распространения. Этой методике определяют очень большое внимание. Субъективная оценка качества может лечь в основу новых требований по освещению.

Требования к освещению в общественных зданиях

При определении требований к освещению можно применить пару аспектов: инженерный и физиологический. Для начала нужен единый универсальный подход в проектировании и эксплуатации оборудования, которое имеет разное назначение (светотехническое, электрическое, вентиляционное и т.д.). Для того чтоб это было экономически целесообразно в одном интерьере (что можно отнести не только к освещенности интерьера) нельзя размещать разные виды оборудования без комплексного инженерного проекта.

Для того чтоб интерьер был в целом гармоничен с улучшенной рабочей средой, нужно, например, всегда учитывать уровень шума в помещении. Ведь нельзя получить хорошие условия работы даже в хорошо освещенном помещении, если уровень шума будет неудовлетворительным. Свет в рабочей обстановке интерьера обеспечивает хорошую зрительную работоспособность и выполняет биологические, психологические и эстетические функции, поэтому сама задача освещения принимает комплексный характер.

При проектировке осветительных установок многофункциональность света учитывается крайне редко поскольку ни у кого, практически, не вызывает сомнений. Специалисты множества стран выступают против бестеневого равномерного освещения, поскольку само освещение должно учитывать не только инженерный подход в комплексе, но и разнообразные функции света в целом в интерьере. Свет как важный элемент окружающей среды (enviroment) все больше в последние годы описывается в специальной литературе по светотехнике.

При всем выше сказанном есть сравнительно совсем немного такой литературы, что бы описывала о роли освещения в архитектуре интерьера. Такой богатый материал как современная светотехника пока не используется в достаточной мере на практике у архитектора и дизайнера. В коем роде свет можно считать как строительный материал, как кирпич, камень или другие составные компоненты конструкции строений и зданий, поскольку чтобы их построить нужно хорошее освещение. Из-за этого свет и является одним из самых важных проектировочных факторов.

Многие уверенны, что взгляды на назначение и использование света нужно пересмотреть, поскольку развитие осветительных приборов, разнообразных источников света и систем управления освещением в целом достигло очень большого уровня, такого, что сейчас для определения функции интерьера искусственный свет играет большую роль, нежели естественное освещение. Но как видно из практики далеко не всегда дизайнеры и архитекторы умеют использовать свет правильно, что в некоторых случаях приводит к искажению проекта, поскольку интерьер может выглядеть очень искаженно, не так как планировалось, из-за неправильного и несоответствующего выбора самих источников света.

Для того чтобы этого избежать будущим дизайнерам и архитекторам нужно уделять большое внимание светотехническому образованию. Необходимо уделить большое внимание субъективной оценке, которая помогает обосновывать новые требования и оценивать качество освещения лучше, нежели строгое численное значение специальных нормируемых величин. Каждый наблюдаемый интерьер требует отдельной оценки своих характеристик, в некоторых случаях только анализ субъективных данных, иногда объективных измерений и анализ субъективных данных и редко – только лишь объективных измерений.

Иногда людей очень утомляют слишком переосвещенные интерьеры рабочих мест и общественных помещений. Но в таком случае, для этих помещении, свет можно использовать для организации и деления рабочего пространства. Свет являет собой средство, нуждающееся в развитии и исследовании, сам по себе он требует творчества, желания учиться и постигать новое. В конечном счете, освещение является только технической проблемой для дизайнера, которую нужно понять, если он хочет им овладеть.

Для архитектора, который проектирует интерьер (если он желает остаться хозяином интерьерного проекта), необходимо специальные знания, чтобы разобраться в технических и зрительных требованиях к освещению. И еще очень важно знать терминологию, чтобы без затруднений обсуждать вопросы по делу со специалистами.
Очень важную роль в освещении помещений играет психологическая сторона, хоть и довольно редко обсуждается в специальной светотехнической литературе. Современные статьи указывают на важность воздействия света на человека с психологической стороны. Воздействие света частично формирует настроение, создает субъективное впечатление тепла или холода, определяет общую среду, насыщенную светом или сумраком.

Психологическое действие тесно связано с цветностью, которая характеризуется насыщенностью цвета и цветовым тоном, в чём хорошо видно барьер между техникой освещения и цветоведением. Именно результаты некоторых психологических исследований играют важную, можно сказать, главенствующую роль, в определении оптимальных условий освещения рабочего места. Специалисты при разработке общих требований к освещению еще не могут ответить на все вопросы, такие как биологическое действие оптического излучения, вопросы по динамике освещения и светоцветовой среды для того чтоб оптимально создать обстановку.

В практике по светопроектированию имеется раздельный подход по решению «световой» среды и «цветовой». А поскольку на ранних этапах развития световой техники была оправдана значительная сложность в получении результатов, сейчас основой для определения световых и цветовых расчётов, для оценки зрительного восприятия, стали данные экспериментов, которые разделяют количественные и качественные восприятие цветности от яркости. Кодексы и нормы, которые предъявляют много требований к искусственному освещению, намного больше внимания уделяют световым характеристикам, нежели вопросам цвета.

Международная Комиссия по Освещению (МКО) сделала попытку регламентировать индекс цветопередачи, которая не была удачной, потому что индекс цветопередачи определяется только лишь степенью приближения спектра излучения источника цветности с определённой цветовой температурой к цвету излучения черного тела. Из-за чего лампы накаливания всегда имеют индекс цветопередачи на максимуме (что равен 100%), но в некоторых случаях цвет таких ламп нельзя назвать оптимальным.

Для обеспечения взаимозаменяемости ламп в нужных предела, одного только индекса цветопередачи недостаточно, это также не решает проблемы с оценкой качества спектрального состава ламп. Нужно заметить, что спектр излучения таких ламп далек от идеального светового излучателя, поэтому у него довольно низкие значения индекса цветопередачи. Собственно, именно поэтому, решение вопроса о количественной и качественной оценке цветопередачи является очень важным для того, чтобы внятно аргументировать выбор источников света, как по техническим, так и художественным параметрам, также, для обеспечения полного соответствия проекту, где уже реализована осветительная установка. Цветопередача является только воспроизведением цвета при освещении любым источником света в сравнении с другим, который принят за образцовый. Но при этом появляется гораздо более сложная задача выбора именно образцовых источников.

Рассматривая свет как некий элемент жизненной среды отдельного индивида, оценка спектрального состава по цветопередаче, не будет в полной мере достаточной при оптимальности существующих идеальных источников света.
В данное время, для различных целей продолжаются поиски улучшить состав и создать абсолютные оценки высокого качества воспроизведения цветов. Это объясняет разработка и выпуск многими фирмами ламп накаливания и «цветных» газоразрядных ламп. Стимулом таких исследований в области восприятии света послужило применение именно люминесцентных ламп.

В 1941 г. опубликована была хорошо известна в узких кругах работа А.Крюйтгофа, что определяла определенную зависимость зрительного комфорта от цветности излучения и уровня освещенности.
Результаты данной работы не стали общими данными для обоснования норм освещения помещений, но они вошли во многие общие учебники по светотехнике и иногда имеют место при проектировке освещения рабочих зон.

Поскольку на сегодняшний день так точно чувствовать изменение цвета, как человеческий глаз ни один прибор не в состоянии. Исследователи применяют разные методы излучения влияния любого цвета на человека и получают разные, даже противоречивые результаты. Резко менять физиологическую реакцию глаз человека при субъективной оценке может только психологический фактор, поскольку улавливает даже минимальную психологическую настроенность наблюдателя и может зарегистрировать незаметную разницу в цвете.

Динамика освещения

Динамику можно рассмотреть как изменение уровня освещённости (интенсивности освещения) во времени. Динамика возникает в процессе изменения линии направленности человеческого зрения, в движении, поворота головы в интерьерном пространстве, а также с изменением режима освещения рабочего пространства (регулировка световых потоков разных источников излучения), и как динамика цветности излучения и спектрального состава. Основные вопросы динамики освещения это: установление самых оптимальных диапазонов изменений и их соответствие с изменением интенсивности освещения в естественных условиях и спектрального состава излучения.

Как при проектировании любой светоустановки, так и при оценке её дальнейшей эффективности, необходимо учитывать разнообразные аспекты комплексного подхода к самому свету, который является одним из важных элементов жизненной среды человека. Он также связан с множеством других элементов и оказывает очень важное и многостороннее воздействие на человеческий организм. Как справедливо утверждал П.Джей, неоправданным является распространенное положение о комплексной среде как о совокупности некоего ряда определенных физических условий (начальная планировка, уровни освещённости, оборудование, соответствующая температура кондиционирование воздуха в помещении и другое.) без учёта многочисленных психологических, физических и, конечно же, , социальных факторов.

1. Действующие в различных странах мира нормы, кодексы и правила по светоосвещению основываются на определенных критериях, что обеспечивают и характеризуют зрительную работоспособность человека (скорость восприятия, контрастная чувствительность, острота зрения, и другое.). Критерии зрительного впечатления в целом (к примеру, цилиндрическая или сферическая освещённость) имеют место, пока только в кодексах некоторых отдельных стран, а критерии, которые оценивают морфофизическое действие света на организм любого человека — в настоящее время не существует ни в одном кодексе.

2. Практика создания, как современных типовых, так и уникальных осветительных установок полна заявлений о недостатке критериев работоспособности зрительской, о противоречивости и необъективности числа требований, содержащихся в отдельных статьях кодексах. Так, создание ОУ, при котором максимально равномерно идет распределение яркости, обеспечивает оптимальную зрительную работоспособность, но не избавляет от ощущений монотонности и однообразия, а они, в свою очередь, неблагоприятно отражаются на производительности труда. Вследствие чего, необходимо с осторожностью подходить к «обособленному» проектированию осветительной установки, поскольку она уже в большей степени является элементом общего инженерного оборудования интерьера.

3. За последние десятилетия в значительной мере добавилось число научно-исследовательских работ, которые направлены на изучение различных функций света в каждом интерьере помещения. Оказывается, что устоявшийся взгляд на свет, как на вспомогательное средство, обеспечивающее работоспособность органов зрения, чего явно недостаточно. Оптическое излучение, в большой степени обеспечивает морфофизическое воздействие на организм людей, что приводит к очень существенному повышению человеческой работоспособности, что, в свою очередь, способствует сопротивляемости заболеваниям и усталости на рабочем месте.

4. Во всех мировых странах стремятся к тому, чтоб пересмотреть и совершенствовать осветительные нормы, кодексы и существующие правила. При этом повсеместно наблюдается сходство решений:
• обеспечить значительное улучшение качества освещения, отталкиваясь от увеличения уровня освещённости,
• улучшения тенеобразования
• ограничения слепимости и блёскости,
• введением критериев,
• ограничения пульсации светового потока,
• оценивающих цветопередачу и другое.

5. Один из факторов недостаточной проработанности и обоснованности действующих норм в светотехнических кодексах и правилах – это недостаточное использование в практике полученных наукой результатов. Лишь очень малое количество проектируемых установок отвечает современным представлениям об оптимальных условиях освещения. При сегодняшнем состоянии регламентирования и нормирования осветительных установок, проектная работа для получения хороших результатов должна, собственно, проходить на уровне научных разработок.

6. Изучение и анализ специальных источников, описывающих принципы и способы освещения зданий административного типа, приводит к тому, что свет требуется рассматривать как важнейший элемент среды, как рабочей, так и трудовой для человека. Из этого вытекает, что как при разработке и оптимизации принципов и способов освещения, а также и в практике создания осветительных установок необходим всесторонний подход, который условно можно разделить на три аспекта:
а) свет выполняет различные и многообразные функции, то есть он сам является комплексным фактором;
б) свет, как один из элементов среды обитания человека, эффективность его действия напрямую зависит от многих других элементов: температуры и состава воздуха, наличия и степени шума, эстетического воздействия окружающей обстановки и другое;
в) осветительные установки технически и экономически рентабельно объединять с другим инженерным оборудованием интерьеров помещений.

Каждый электрик должен знать:  Заземление треугольником схема, размеры, этапы монтажа


7. Проблема света как незаменимой составляющей жизненной среды человека, имеет множество различных вопросов, требующих внятных ответов, изучения и разработки. Фундаментально исследовав материалы, как мировой светотехнической литературы, собственно можно сделать вывод, что возможности светотехников не позволяют справиться с этой проблемой только своими силами, а это в свою очередь, очень существенно тормозит развитие современной светотехники. К её разработке нужно привлекать специалистов различных профилей (биологов, психологов, светотехников, гигиенистов, дизайнеров, архитекторов и других профессионалов.) и стран мира. Необходимо искать способы интеграции, объединять усилия, которые будут направлены на решение светотехнических вопросов. Исследования также должны вестись по единому определенному плану.

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Виды естественного освещения

Естественное освещение используется для общего освещения производственных и подсобных помещений. Оно создается лучистой энергией солнца и на организм человека действует наиболее бла­гоприятно. Используя этот вид освещения, следует учитывать ме­теорологические условия и их изменения в течение суток и перио­дов года в данной местности. Это необходимо для того, чтобы знать, какое количество естественного света будет попадать в поме­щение через устраиваемые световые проемы здания: окна — при боковом освещении, световые фонари верхних перекрытий здания — при верхнем освещении. При комбинированном естественном осве­щении к верхнему освещению добавляется боковое.

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Установленные расчетом размеры световых проемов допускается изменять на +5, -10%.

Солнцезащитные устройства в общественных и жилых зданиях следует предусматривать в соответствии с главами СНиП по проектированию этих зданий, а также с главами по строительной теплотехнике.

Различают следующие виды естественного освещения помещений:

· боковое одностороннее — когда световые проемы расположены в одной из наружных стен помещения,

· боковое — световые проемы в двух противо­положных наружных стенах помещения,

· верхнее — когда фонари и световые проемы в покрытии, а также световые проемы в стенах перепада высот здания,

· комбинированное — световые проемы, предус­мотренные для бокового (верхнее и боковое) и верхнего освещения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9492 — | 7458 — или читать все.

91.105.232.77 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Современное освещение в интерьере квартиры

Дизайн интерьера включает в себя много взаимосвязанных компонентов, которые и создают его красоту и целостность.

Определенная цветовая гамма, качественные отделочные материалы, правильно расставленная мебель, подобранная в тон отделке, не будут в целом хорошо смотреться, если нет грамотно выполненного завершающего штриха, без которого невозможен гармоничный интерьер – освещения комнаты.

От освещения зависит не только комфорт дома. Оно способно придать некий шарм самому скучному интерьеру, изменить атмосферу помещения, сделав её романтической, веселой или расслабляющей, но в то же время может и безжалостно обнажить недостатки, сведя на нет, все попытки сделать эффектный дизайн интерьера. Освещение способно менять форму предметов от графически четкой, до акварельно-размытой, делать акценты и сглаживать углы. По сути, это настоящее искусство. Еще не так давно традиционным освещением помещений считалось наличие одного-двух осветительных приборов. Это могла быть люстра и бра на стене, или торшер рядом с диваном.

Современное освещение напрочь разбило устоявшиеся догмы в оформлении интерьеров. Это, прежде всего, стало возможным с появлением разнообразных осветительных приборов и новых тенденций в их размещении.

Виды современных способов освещения квартиры

Сейчас дизайнерами широко применяется:

  • многоуровневое освещение;
  • нижний свет (светильники, встроенные в пол);
  • системы подвижных светильников;

Кроме этого, освещение не обходится без применения светодиодных источников света, долговечность которых гораздо больше, чем ламп накаливания. Но поскольку светоотдача у них небольшая, их используют для подсветки как точечно, так и в виде светодиодных лент (шнуров), что дает возможность создавать удивительные световые эффекты в интерьере.

Точечное освещение, скомбинированное с другими осветительными приборами дает возможность равномерно осветить помещение и сделать нужные акценты.

А поскольку оно имеет возможность подавать свет разных цветовых оттенков, то играя на этом, можно добиться ещё большей красоты интерьера.

Как зрительно расширить помещение с помощью отражателей

Если стены и потолок отделать светоотражающими материалами, то с помощью яркого света можно зрительно расширить пространство.

Применяя светильники с отражателями, направленными вверх, визуально «приподнимают» низкий потолок, а слишком высокий делают ниже, затемнив его поверхность, и разместив на нем абажуры с направленным вниз источником света.

Как должна освещаться гостиная комната?

Общее освещение гостиной, как правило, ненавязчивое и приглушенное, а локальное должно быть более ярким, освещая обеденный стол (люстра, абажур) и зону отдыха (торшер, бра).

Рекомендуем ознакомиться

Внутреннее освещение коридора, прихожей и однокомнатной квартиры

Для спальни

В спальне общий свет делают мягким и рассеянным, а трюмо и прикроватные тумбочки оборудуют стационарными осветительными приборами.

На кухне

Для кухни тоже существуют свои правила – индивидуальная подсветка рабочей зоны, для чего чаще всего используют точечные светильники, и освещение над обеденным столом, которое дает плафон, спускающийся с потолка.

Для ванной

Для организации общего освещения в ванной применяют точечные светильники, размещенные в подвесном потолке, и отдельно освещают зеркало, используя бра или светодиодные подсветки.

В прихожей и коридоре

Для прихожей, обычно небольшой в стандартных квартирах, применяют как точечное потолочное освещение, так и отдельные бра, которые в комбинации с зеркалами дают эффект визуального расширения пространства.

Различные виды осветительных приборов в квартире дают возможность не только красиво обыграть все элементы интерьера, создав уют, но и, сформированные правильно, снижают нагрузку на глаза и способствуют полноценному отдыху.

ВАЖНО! Нужен ваш репост в социальных сетях!

Пожалуйста, нажмите на кнопку социальной сети, которой вы пользуетесь, и станьте участником розыгрыша новенького Айфона 10!

Типы освещения

В этой статье мы даем базовую классификацию светильников общего света. Обсуждаем, какие разновидности общего освещения известны, чем направленный свет отличается от рассеянного или отраженного. Как выглядят светильники смешанного света. Наконец, затрагиваем типы местного и косвенного освещения.

На фото:

Направленный свет — агрессор! Большинство проектов выполняется в комбинаторном использовании видов освещения: направленного и рассеянного. Это дает возможность выбора настроения освещения.Выбор в пользу направленнного или рассеянного света может быть продиктован стилем в котором делается интерьер. Так классический интерьер не подразумевает использование направленного света только по той простой причине, что в те культурные периоды его просто не существовало. Но не стоит принимать это за догму, дизайн в правильном его понимании не терпит правил. Нам случалось использовать в интерьере только рассеянный свет, используя люстры и торшеры с абажурами и бра в матовых плафонах без применения галогенных направленных ламп. Не припомню, чтобы где-то использовался исключительно направленный свет, так как это достаточно агрессивное освещение.

Направленный свет — агрессор! Большинство проектов выполняется в комбинаторном использовании видов освещения: направленного и рассеянного. Это дает возможность выбора настроения освещения.Выбор в пользу направленнного или рассеянного света может быть продиктован стилем в котором делается интерьер. Так классический интерьер не подразумевает использование направленного света только по той простой причине, что в те культурные периоды его просто не существовало. Но не стоит принимать это за догму, дизайн в правильном его понимании не терпит правил. Нам случалось использовать в интерьере только рассеянный свет, используя люстры и торшеры с абажурами и бра в матовых плафонах без применения галогенных направленных ламп. Не припомню, чтобы где-то использовался исключительно направленный свет, так как это достаточно агрессивное освещение.

Общее освещение

Предназначено для освещения всего помещения в целом. Его разделяют на направленное освещение, непрямое освещение, рассеянное и смешанное освещение.

Направленное (прямое)

Наиболее распространенный тип освещения. Его обеспечивают осветительные приборы, световой поток которых полностью направлен на определенную поверхность. Объекты в этом случае визуально кажутся больше и объемнее. Направленный свет дают светильники-плафоны, настольные лампы, подвесные и некоторые встроенные модели.

На фото:

Светильники направленного света легко отличить от всех прочих: они дают на полу или стене выраженное световое пятно от направленного пучка света.

Непрямое (отраженное)

Световой поток направляется на стены и потолок, откуда он отражается, создавая равномерное освещение. Такой световой сценарий можно создать с помощью небольших потолочных светильников, размещенных по периметру помещения. Пространство будет казаться прозрачным и невесомым, а главное — очень комфортным. Схожего результата можно добиться, расположив в комнате один или несколько торшеров с плафонами, направляющими свет в потолок.

На фото:

Кажется, что светится не лампочка, а стена, на которую попадают ее лучи: такую зрительную иллюзию создает светильник отраженного света.

Рассеянное

Световой поток лампы, рассеиваясь сквозь плафон из полупрозрачного материала, создает равномерное освещение. Угол рассеивания при этом может достигать 360 градусов. Такой способ освещения имеет наибольший коэффициент полезного действия КПД и лучше всего подходит для общего освещения, которое создается с помощью люстр или подвесных светильников.

На фото:

Светильник, лампочка которого полностью закрыта абажуром, создает равномерный рассеянный свет.

Смешанное

Соединяет в себе три вышеперечисленных типа: свет одновременно распространяется вверх, вниз и сквозь полупрозрачные материалы. Такой свет дают некоторые настольные лампы, а также новейшие модели офисных подвесных светильников.

На фото:

Перед вами светильник смешанного света: на столе под настольной лампой яркое световое пятно направленного света. В то же время лучи уходят через верхнюю часть абажура и отражаются на стене по-соседству (отраженный свет).

Местное освещение

Комбинированное освещение. Это схема освещения соединяет в себе общее и местное освещение одновременно. Только она позволяет выровнять распределение яркости в поле зрения человека. И при этом добиться необходимого уровня освещенности.

На фото: гостиная из проекта, реализованного студией B&L.

Задача местного освещения — акцентировать внимание на каких-то определенных объектах или зонах. Дизайнеры утверждают даже, что без местного освещения интерьер не выглядит полным и логически завершенным. В некоторых комнатах (кабинете или спальне) можно совсем отказаться от общего освещения — использовать только приборы местного освещения. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимую зону — столешницу стола или изголовье кровати. В то время как остальная часть помещения останется в полумраке.

На фото:

В спальне вовсе не обязательно использовать общий искусственный свет — достаточно местного освещения в нужных зонах.

Основные виды освещения в интерьере

Нередко один и тот же прибор прекрасно справляется с обеими функциями.

Наиболее распространенная и привычная форма света в интерьере – подвесные светильники и люстры как классический ее пример. Однако, если вы задумали создать интерьер стильный, современный и по-настоящему комфортный, одним лишь подвесным светильником никак нельзя обойтись. Для создания полной и многогранной картины необходимы также другие виды ламп.

Очень популярный сегодня вид – встроенные светильники. Как правило, их размещают группами и именно в тех зонах, где необходима локальная подсветка – над зеркалом, в зоне приготовления пищи, в шкафу или гардеробной. На самом деле встроенные светильники могут намного больше! Если расположить их по периметру потолка, они здорово визуально расширят помещение, а достаточное количество таких спотов может полностью решить вопрос основного света. Особенно полезен такой прием в помещениях с низкими потолками.

Существуют также настенные светильники, которые, как правило, используются для дополнительного света. Они имеют компактный размер, что позволяет расположить их даже в самых небольших комнатах – ванной, прихожей, санузле. Один из видов такого света – бра – обычно располагается в спальной зоне. Конкуренцию бра составляет не менее удобный и стильный торшер – представитель еще одной группы осветительных приборов. Речь, конечно, о напольных светильниках, которые просто идеально справляются с задачей создания особенно уютного, «домашнего» света и хорошо дополняют интерьер не только спальни, но также гостиной, столовой, детской и даже рабочего кабинета.

Добавить комментарий